Далеко не все автолюбители знают, почему двигатель может стукануть, как определить проблему и вообще, что означает это выражение само по себе. Поскольку неисправность является критической, следует разобраться как в самом понятии, так и в возможных причинах, а также способах профилактики.
Возможные причины неисправности двигателя
Опытные автовладельцы хорошо знают особенности работы двигателя своего автомобиля и могут определить его состояние по характерным звукам. Любые отклонения от привычного звучания силового агрегата — тревожный сигнал, указывающий на возможные неполадки.
Нестандартные шумы могут возникать в различных узлах двигателя, будь то система газораспределения, кривошипно-шатунный механизм или система поршень-коленвал. Обычно такие шумы являются предвестником дорогостоящего ремонта. Но прежде, чем срочно вызывать эвакуатор и бережно доставлять авто на станцию техобслуживания, стоит определить возможную причину. Это как минимум даст понимание, нужно ли везти автомобиль на эвакуаторе или он в состоянии доехать до СТО своим ходом. Соответственно, рассмотрим наиболее критичные узлы двигателя.
Гидроудар мотора
Гидроудар двигателя выражается повреждением элементов шатунно-поршневой группы, которое возникает при попадании воды в камеру сгорания работающего двигателя. Особенность явления заключается в том, что вода, в отличие от воздуха и топливной смеси, практически несжимаема, что приводит к резкому удару поршня о жидкость.
Основным признаком гидроудара можно назвать намокание воздушного фильтра и свечей зажигания. Как только вода попадет в небольшом количестве в камеру сгорания, ДВС начнет издавать негромкий стук. Но если воды попадет много, он попросту заглохнет, перед этим громко хлопнув.
Детонации в камерах сгорания мотора
Детонация двигателя — неконтролируемое самовоспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя, сопровождающееся разрушительными микровзрывами. Детонация может проявляться в двух основных случаях — на сжатии (поршень идет вверх) и в верхней точке. Отличие от нормального горения заключается в самопроизвольном воспламенении смеси, из-за чего формируются ударные волны вследствие взрывообразного выделения энергии.
Проявляется детонация сразу несколькими «симптомами»:
- металлический звон при разгоне — ключевой признак детонации;
- потеря мощности двигателя — вспомогательный «симптом»;
- перегрев ДВС — косвенный.
Стоит отметить, что при детонации расход топлива существенно возрастает.
Стучат шатуны мотора
Соединение поршня с коленвалом осуществляется посредством шатуна, работа которого в норме практически не слышна. При повреждении вкладышей в месте соединения с коленвалом, а также при недостаточной смазке, механических повреждениях и банальном износе он начинает стучать.
Стук напоминает удары молотка по картеру двигателя. Он отчетливо слышен на холостом ходу, а вот по мере разгона может затихать.
Обрыв ремня ГРМ мотора
В отличие от прочих неисправностей, эта является единственной, при которой как такового стука не возникает, поскольку при обрыве ремня ГРМ происходит рассинхронизация коленвала и распредвала, из-за чего поршни сталкиваются с клапанами. И определить эту поломку несложно — ДВС просто глохнет и больше не заводится.
Как правило, ремень рвется по причине износа, низкого качества или нарушениях в установке. Но перед обрывом обычно ремень издает свист, поэтому при возникновении чего-то подобного стоит посетить СТО и проверить его состояние.
Что делать для избежания проблемы
Чтобы двигатель служил долго, соблюдайте простые правила.
- Регулярно проводите техобслуживание — меняйте масло каждые 7–10 тысяч километров, проверяйте уровень технических жидкостей, осматривайте ремни и шланги. Следует определить более частый регламент обслуживания ДВС, если автомобиль используется только для коротких поездок.
- Заправляйтесь только на проверенных АЗС рекомендованным топливом. Избегайте присадок без необходимости, особенно тех, что продаются в небольших магазинах.
- Правильно эксплуатируйте автомобиль — не делайте резких ускорений, не перегружайте двигатель, избегайте долгого холостого хода.
- Следите за температурой двигателя и состоянием масла. При появлении посторонних шумов, падении мощности, повышенном расходе топлива или необычном дыме из выхлопной трубы сразу обращайтесь в сервис.
- Регулярно проверяйте систему охлаждения, свечи зажигания, топливную систему. При сильном стуке немедленно прекратите эксплуатацию.
- Используйте качественные запчасти и соблюдайте режим эксплуатации. В сильные морозы, равно как и в сильную жару, избегайте эксплуатации транспортного средства. Слишком низкие и слишком высокие температуры за бортом в момент запуска двигателя сказываются на нем губительным образом.
- Заведите журнал технического обслуживания, в который тщательно вносите все мероприятия, связанные с ремонтом и обслуживанием машины. Это даст понимание, когда нужно менять ремень ГРМ, масло, свечи, технические жидкости и проводить обслуживание узлов силового агрегата.
Важно знать, почему двигатель может застучать. Но лучше не доводить дело до стуков, ведь профилактика обходится дешевле капитального ремонта силового агрегата.