Многие автолюбители знают, что делать, если автомобиль застревает в снегу. Но что можно сделать, если то же самое произошло в песке? Приемы, используемые для снежной каши, здесь мало подходят. Поэтому стоит разобраться, как можно выбраться из «ловушки» и как нужно ездить, чтобы не застревать.
Способы выехать из «ловушки»
Песок на самом деле — «коварное» покрытие, поскольку представляет собой сыпучий материал, который не может обеспечить необходимое сцепление с колесами автомобиля. Когда покрышки давят на него, он проседает, создавая эффект погружения. При увеличении скорости вероятность застрять возрастает многократно.
При этом стандартное давление в шинах создает слишком маленькое пятно контакта с поверхностью, а при нажатии на газ колеса начинают буксовать, зарываясь все глубже. Любые резкие движения, будь то торможение или перегазовка, только ухудшают ситуацию.
Поэтому способы выезда из песка достаточно ограничены. Рассмотрим более подробно три наиболее эффективных.
- Раскачать машину.
В ситуации, когда машина застряла в сыпучем покрытии, важно сразу перестать давить на газ, как только авто перестало ехать. Нужно выйти из машины и оценить ситуацию — насколько глубоко погрузился автомобиль в покрытие и с какой стороны глубже. Если шанс сдать назад есть — им можно воспользоваться.
Для этого придется включить задний ход и на малой тяге попытаться отъехать назад. Не нужно сразу давить изо всех сил на газ — с большой долей вероятности машина снова «закопается». Важно двигаться «в натяг», при этом недолго. Если машина смогла отъехать на достаточное расстояние, можно снова включить первую передачу и, двигаясь на малых оборотах, попробовать объехать неустойчивый участок.
Если же машина отъехала на небольшое расстояние и начала «закапываться», то нужно включить первую передачу и попробовать проехать вперед по уже утрамбованной колее. Как только авто «уткнется», нужно немедленно зажать тормоз, включить заднюю передачу и рывком двинуться назад до момента, пока колеса вновь не начнут закапываться. После этого нужно включить передний ход и также, с раскруткой мотора, двинуться вперед. Постепенно машина раскачается и сможет выехать из «ловушки».
- Спустить колеса.
Стоит заметить, что способ раскачки отлично сработает на приспущенных шинах. Но иногда бывает достаточным просто сбросить давление, чтобы автомобиль смог проехать вперед — за счет увеличенного пятна контакта вес машины будет распределяться на большую площадь, за счет чего она перестанет «тонуть».
Спустить колеса несложно. Для этого потребуется отвертка или любой похожий предмет. Дальше все просто: нужно снять колпачки ниппелей и нажать на шток золотника отверткой. Воздух начнет выходить довольно быстро, при этом будет очень холодный. Поэтому нужно нажимать отверткой так, чтобы выходящая струя воздуха не попала на руки.
Полностью давление сбрасывать нельзя. Лучше оставить 0,5-0,7 атм. Это, с одной стороны, не даст шине опуститься на диск и разбортироваться. С другой стороны, это снизит сминание покрышки по ее центру под давлением боковин.
Восстанавливать давление нужно сразу, как только будет преодолен песчаный участок дороги и машина выедет на твердое покрытие. Накачивать шину нужно до номинального давления. Для большинства легковых автомобилей оно составляет 2,0…2,1 атм.
- Буксировать авто из песка.
Если ни раскачка, ни сброс давления не помогли, придется обращаться за помощью. Нужно найти машину, которая сможет подъехать и аккуратно вызволить авто из «ловушки», взяв ее на буксир с помощью буксировочного троса («лямки», «галстука»). Поэтому трос лучше всего сразу возить в багажнике — обязательно пригодится.
При буксировке в подобных условиях буксируемому транспортному средству важно не пытаться помогать, поскольку в этом случае оно лишь глубже зароется. Второй важный момент — буксир не должен завязнуть, поэтому на его шинах сразу придется сбрасывать давление. Естественно, это должна быть мощная машина, способная выдернуть 1,5 тонны. Ситуация, когда обе машины застряли в песке — увы, не редкость.
Еще один важный момент — нельзя «выдергивать» застрявшее авто рывком. Подобный способ грозит существенными кузовными повреждениям как буксира, так и завязшей машины.
Что делать, чтобы не застрять
Автолюбители с большим опытом легко могут проезжать песчаные участки. Они с удовольствием делятся полезными советами, как не завязнуть на неустойчивом покрытии.
- Перед поездкой проверьте наличие компрессора, троса, лопаты и сэндтраков. В песке все перечисленное пригодится с вероятностью не менее 50%.
- Снизьте давление в шинах до 1 атмосферы для плотного песка или до 0,3-0,5 для рыхлого. Для низкопрофильных шин оставьте минимум 1,5 атмосферы.
- Включите внедорожный режим или понижающую передачу на машинах с полным приводом (как постоянным, так и подключаемым). На авто с АКПП следует включить зимний режим. Отключите ESP при отсутствии специальных режимов.
- Избегайте глубоких колей и резких ускорений. Не следует пытаться проехать там, где уже прошла другая машина. Лучше выпустить ее колею между своей.
- Начинайте движение в песке плавно, набирая скорость постепенно. Обязательно контролируйте тягу и тормозите снижением подачи топлива.
- Выбирайте для остановки плотные участки с небольшим уклоном вниз. При остановке оцените плотность песка по следам обуви перед движением.
- Не преодолевайте сложные участки на высокой скорости.
- Используйте дополнительные опоры под колеса при необходимости.
Соблюдение этих правил поможет безопасно преодолеть песчаный участок и выехать из него без необходимости привлечения посторонней помощи.