Считается, что вид автомобильных фар определяет только дизайн автомобиля. На самом деле от вида и типа головной оптики зависит качество освещения пространства перед авто, что сказывается на безопасности движения в темное время суток. На современных машинах (за исключением премиального сегмента, где ставится матричная оптика) используется три основных и два вспомогательных прибора освещения, не считая габаритных огней. Начинающему водителю будет полезно знать устройство и назначение автомобильной головной оптики, чтобы использовать ее в подходящих ситуациях.
Противотуманные фары
Эту разновидность оптики часто именуют «противотуманками» или, сокращенно, ПТФ. Их основное назначение — подсветка дорожного полотна и засветка обочины в условиях недостаточной видимости (туман, дым, пыль, метель и т. д.). Другие разновидности головной оптики в подобных условиях неэффективны и даже опасны. Например, световой пучок от дальних фонарей будет многократно отражаться от взвешенных частиц (водяной пар, пыль, продукты горения, снежинки) и создаст сплошную световую стену, которая лишь ухудшит и без того плохой обзор.
ПТФ устанавливается ниже основной оптики, обычно по бокам переднего бампера. Световой поток уведен в желтую часть спектра, поскольку он меньше рассеивается взвешенными частицами. В противотуманках не используют LED и ксенон. Стандартом считается галогеновая лампа. Отражатель настроен таким образом, чтобы вертикальный угол рассеивания не превышал 5°, горизонтальный — 60°.
Ближний свет
Эта головная оптика считается основной и используется как днем (для обозначения автомобиля), так и в темное время суток (для подсветки дорожного полотна). Предельная дальность ближних фонарей составляет 40-60 м по ГОСТ, что сокращает риск ослепления водителей попутных и встречных автомобилей. Световой пучок ограничен конструктивом:
- световой поток от лампы отражается только верхней частью отражателя для его направления вниз;
- расположенный слева экран не дает засветки встречной полосы, а пространство справа освещается без ограничений.
В качестве светового источника в автомобильные приборы ставят светодиоды, галоген, ксенон и другие разновидности лампочек в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Запрещено устанавливать нештатные лампочки без согласования с надзорными органами.
Дальний свет
Эта разновидность фронтальной оптики предназначена для подсветки неосвещенного участка дороги. Она используется при движении без попутных и встречных транспортных средств или пешеходов. В основном применяется на загородных шоссе. Дальность освещения составляет 120 м по ГОСТ.
Автопроизводители не считают дальние фонари чрезмерно востребованными, поэтому они хоть и дают неплохой световой поток, но для скоростного движения его недостаточно, поэтому даже с дальним освещением рекомендуется держать скорость не более 80 км/ч, т.к. с учетом времени реакции и тормозного пути более высокая скорость будет небезопасной в случае экстренного торможения.
Опытные водители, которые часто ездят «на дальняк», рекомендуют устанавливать дополнительную оптику для подсветки дороги, когда нет встречных и попутных авто. Такая оптика, как правило, навесная. Она монтируется на специальные стойки, обычно над крышей.
Фары дневного света
Их часто называют дневными ходовыми огнями или, сокращенно, ДХО. Основное назначение — выделение автомобиля на дороге в светлое время суток. Могут быть как штатными, так и навесными. В отсутствие ДХО в России следует ездить со включенными ближними фарами или ПТФ.
В фары ДХО часто идут светодиодные лампочки, которые дают достаточно интенсивный световой поток при малой нагрузке на бортовую электросеть. Альтернатива — галогеновые, иные не используются.
Фары рабочего света
Их используют для яркой подсветки пространства вокруг транспортного средства или на определенном удалении от него. Бывают трех типов:
- дальний (LongRange) —освещение области на определенном удалении от машины;
- ближний (CloseRange) — подсветка области рядом с машиной;
- GroundIllumination— создается яркое световое пятно с широким охватом.
В основном это навесное оборудование. Используются светодиодные и галогеновые лампочки, реже — ксенон.
Какие лампы идут в дополнительные фары
В последнее время лампы в «допсвет» используются на основе светодиодов. Несмотря на не слишком комфортную температуру светового потока (из-за отклонения в синюю часть спектра), они потребляют минимум энергии и дают яркую подсветку.
Наряду с ними используется галоген и ксенон. Последний обладает повышенной яркостью. Но его недостаток заключается в повышенном нагреве, из-за чего усложняется конструкция светового прибора.
Как устроены фары
Конструктивно автомобильные фары одинаковы и состоят из корпуса, отражателя, лампочки и рассеивателя. Отражатель может быть параболическим, эллиптическим и сложной формы.
Иногда в фары встраивают линзы. Благодаря им почти весь свет падает на дорогу. Пучок лучей направляется в линзу, которая проецирует его на дорожное полотно. Линза повышает интенсивность светового потока, делая его более плотным и узконаправленным.
Узнать больше об устройстве автомобиля и его компонентов и научиться правильно пользоваться головной оптикой можно на занятиях в автошколе «Вектор». Запишитесь на курс онлайн или по телефону.