Все больше на российском авторынке представлено машин с трансмиссией типа вариатор — Continuously Variable Transmission (CVT). К сожалению, большинство водителей, особенно начинающих, не вполне понимают, что такое CVT и в чем заключаются преимущества и недостатки подобной трансмиссии. Соответственно, стоит рассмотреть ее чуть более подробно, чтобы принимать взвешенное решение при выборе машины.
Плюсы трансмиссии
В чем заключается популярность CVT, и почему многие автопроизводители, особенно из Китая, предпочитают комплектовать свои модели именно этой трансмиссией? Все дело в экономичности при производстве: Continuously Variable Transmission наиболее дешевая из «автоматов». Но одной дешевизной CVT не смог бы завоевать популярность. У этой трансмиссии есть несколько ключевых плюсов, за которые ее ценят автолюбители во всем мире.
- Плавность хода. Отсутствие переключений передач обеспечивает более плавное движение, что особенно заметно при езде по городу. Некоторые вариаторы могут имитировать переключение для комфорта водителя, попросту беря микропаузу в разгоне, которая и имитирует переключение передач. Но эта микропауза отключается при резком динамичном разгоне.
- Динамичное ускорение. Благодаря непрерывному изменению передаточного отношения, вариатор обеспечивает быстрое и эффективное ускорение без рывков. Это особенно ценят водители и пассажиры, склонные к кинетозу — укачиванию.
- Экономичность эксплуатации. Трансмиссия обеспечивает плавное изменение передаточного числа, что позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, минимизируя потери мощности и топлива. Это особенно заметно при движении в городских условиях, где частое изменение скорости требует частых переключений передач. CVT позволяет избежать этих потерь, поддерживая оптимальные обороты двигателя в широком диапазоне скоростей.
- Высокий КПД. Благодаря возможности бесступенчатого изменения передаточного отношения, двигатель большую часть времени работает в наиболее эффективном режиме, что минимизирует потери мощности. Ну а отсутствие фиксированных передач и связанных с ними переключений снижает механические потери, связанные с этими процессами. В результате трансмиссия CVT способна передавать больший процент мощности двигателя на колеса, что повышает общую эффективность.
Эти преимущества делают CVT привлекательным выбором для многих водителей, особенно ценящих комфорт и экономичность.
Минусы трансмиссии
Но идеальных вещей не бывает, и потому у трансмиссии типа CVT есть свои недостатки, пусть их и немного. В первую очередь, на дешевых коробках водители отмечают однообразные ускорения — несмотря на плавный ход, отсутствие переключений передач может сделать ускорения менее динамичными. Но здесь многое зависит от прошивки. Ответственные автопроизводители регулярно их обновляют, что позволяет получать максимум от машины.
Второй минус — сложность контроля тяги. В некоторых ситуациях, например, при обгоне, может быть сложнее контролировать тягу двигателя. В традиционных коробках передач резкое нажатие на педаль газа приводит к увеличению оборотов двигателя и ускорению. В случае с CVT, обороты двигателя будут изменяться плавно вместе с изменением скорости, что требует привыкания для точного дозирования тяги.
Еще один момент — сложная электроника. Современные коробки оснащены сложной электронной системой управления, которая может быть подвержена сбоям. Прошивки регулярно обновляются, но даже идеально настроенная программа управления в определенных условиях может заставить трансмиссию вести не так, как этого требует водитель и дорожная обстановка.
Не стоит забывать и про затратное обслуживание. Трансмиссии типа CVT требуют специализированного обслуживания и дорогих смазочных материалов, что увеличивает стоимость владения машиной. С другой стороны, техрегламент не предусматривает частого обслуживания коробки.
Наконец, есть ограничения по буксировке. Автомобили с CVT не предназначены для буксировки тяжелых грузов или прицепов. Трансмиссия будет довольно быстро терять ресурс. Но стоит заметить, что данная проблема актуальна далеко не для всех автолюбителей — многие не планируют возить прицепы или буксировать другие авто на большие расстояния. А с операцией типа «выдернуть из сугроба» трансмиссия вполне справится и не особо потеряет в ресурсе, если вытягиваемое авто весит значительно меньше буксира. Но здесь CVT схож и с другими автоматическими коробками. Но отличий у них гораздо больше.
Отличия вариатора от автомата или робота
CVT, автомат и робот — это разные типы коробок передач, которые используются в автомобилях. Они отличаются конструкцией, принципом работы и характеристиками.
Continuously Variable Transmission — это бесступенчатая коробка передач, которая позволяет двигателю работать в оптимальном диапазоне оборотов, что обеспечивает плавность хода и экономию топлива. Трансмиссия состоит из двух шкивов, соединённых ремнём или цепью, которые могут изменять свой диаметр, тем самым меняя передаточное отношение.
Автомат — это гидромеханическая коробка передач, которая использует гидротрансформатор для передачи крутящего момента от двигателя к колёсам. Гидротрансформатор работает на основе принципа гидравлической муфты и позволяет автоматически переключать передачи без участия водителя.
Робот — это механическая коробка передач, которая управляется электронным блоком управления. Робот использует сцепление и синхронизаторы для переключения передач и может работать как в автоматическом, так и в ручном режиме.
Стоит ли покупать автомобиль на вариаторе
Выбор между вариатором, автоматом и роботом зависит от потребностей и предпочтений. Если водитель ценит комфорт и экономию топлива, то CVT может быть хорошим выбором. Если автолюбитель предпочитаете простоту управления и долговечность, то автомат может оказаться предпочтительнее. Если же хочется получить быстрое и точное переключение передач, то робот станет оптимальным вариантом.
Какую бы трансмиссию вы не сочли идеальной, научиться ездить на автомобиле с ней можно в автошколе «Вектор». Современные авто с АКПП, CVT и МКПП ждут вас! Запишитесь в группу по телефону или закажите обратный звонок на сайте.