Торможение двигателем

Тормозить двигателем — значит замедлять автомобиль без использования педали тормоза. Метод имеет свои плюсы и минусы, но в некоторых случаях он единственный возможный. Например, с его помощью можно избежать заноса в гололед или сохранить должный уровень безопасности при спуске в горной местности, где штатные тормоза – не лучший выход. Он также окажется рациональным выходом из ситуации, когда возникает проблема с тормозной системой. Некоторые же применяют способ торможения двигателем для экономии бензина и сохранности тормозных колодок. Зачем, когда и как нужно применять данный метод, рассмотрим в этой статье.

Особенности торможения двигателем

Способ торможения двигателем подразумевает уменьшение скоростного режима автомобиля методом плавного отпускания педали газа при включенной передаче. В некоторых источниках способ именуется как «принудительный холостой ход». Чтобы лучше понять особенности процесса, можно привести простой пример. Когда водитель видит на большом расстоянии красный свет светофора, он не пользуется тормозной системой. Вместо этого, он перестает выжимать газ, заставляя машину продолжать движение по инерции. Транспортное средство постепенно замедляется, и непосредственно перед светофором остается лишь слегка опустить педаль тормоза, чтобы заблокировать колеса. Последовательное понижение передачи влечет за собой снижение оборотов двигателя автомобиля.

Водитель прекращает давить на педали акселератора, в результате бензин не поступает в двигатель. Энергия больше не передается на коробку передач, а высокая скорость уменьшается из-за естественного сопротивления момента инерции, которая стремится увеличить число вращений коленчатого вала мотора. Ведь колеса продолжают крутиться. Обороты, напротив, снижаются, и энергия поступает в мотор. Коленвал машины продолжает работу принудительным образом, в цилиндрах нарастает компрессионное сопротивление, как следствие, скорость снижается — это и есть торможение двигателем, рассматриваемое в этой статье.

Замедлять машину двигателем можно только при условии постепенного перехода на пониженные передачи по мере сброса скорости. Во время обычного разгона коробка передач автомобиля получает энергию дозировано и передает крутящий момент на ведущую ось. На автоматах это происходит само. Так, при езде на 1–3 передаче набрать большую скорость не получится, а если включить 4-7 передачи, машина будет ехать быстрее, но динамика разгона здесь намного хуже. В таком режиме на первый план выходит момент инерции, ведь сопротивление коробки передач и двигателя минимально.

Плюсы и минусы торможения двигателем

Торможение двигателем в той или иной степени используют все опытные водители, даже если не идет речи об отказе тормозной системы. Способ имеет ряд существенных преимуществ:

Торможение двигателем не проходит бесследно для любого автомобиля, провоцируя немало проблем в будущем. Во-первых, увеличивается нагрузка на поршень, негативному воздействию поддаются и подшипники коленвала, шатуны. Во-вторых, из-за резкого отсутствия подачи бензина клапана ДВС начинают работать «на сухую», что ускоряет их износ (топливо работает для них как смазка). Кроме того, во впускном коллекторе создается разрежение, которое наносит вред двигателю. Параллельно при торможении двигателем страдает система картерной вентиляции, под нагрузкой изнашиваются сальники клапанов. Если часто использовать данный метод торможения, возможно попадание масла во впускной коллектор, цилиндры, турбины. Статья расходов на обслуживание мотора резко возрастет.

Еще один значительный недостаток при торможении двигателем — грязь и пыль из впускного коллектора во время движения авто оказывается в цилиндрах, частично попадают и в масло. Как результат, на стенках появляются задиры, клапаны выходят из строя. Все детали двигателя испытывают повышенную нагрузку из-за быстрого и существенного изменения числа оборотов коленвала. Такой момент равноценен безалаберному обращению с коробкой передач. В немалой степени от использования торможения двигателем страдает система сцепления. Диски сцепления слишком быстро вращаются и даже проскальзывают, что неминуемо приводит к повышенному износу. В салоне начинает пахнуть сцеплением.

Риск возникновения аварийной ситуации на дороге также возрастает. Скорость авто снижается, но стоп-сигналы тормоза не активируются. Другие участники дорожного движения сзади могут своевременно не среагировать на торможение двигателем и коробкой, и спровоцировать столкновение.

Как тормозить двигателем на механике

Сразу включать низкую передачу нельзя. Чтобы правильно применить метод торможения двигателем на авто с механической коробкой передач, необходимо:

  1. Убрать ногу с педали газа, чтобы прервать подачу топлива в двигатель и вызвать замедление движения.
  2. Вместе с тем следует убрать ногу с педали сцепления.
  3. При уменьшении скорости следует перейти на пониженную передачу коробки. Каждое переключение на более низкую передачу будет вызывать повышение оборотов мотора.
  4. После максимального снижения скоростного режима включить 1 передачу. Необходимо понимать, что машина не остановится. Для полной остановки стоит выключить зажигание.

Если обороты на тахометре автомобиля зашкаливают, а машина сразу будто «клюет носом», значит переключение передач было выполнено неправильно, то есть на слишком высокой скорости. Колеса передают слишком много энергии, которую двигатель и коробка в данном случае не в состоянии поглотить. При регулярном допущении ошибок двигатель при случае попросту выйдет из строя. Вместе с тем вероятна резкая блокировка колес, из-за которой машину занесет. Двигаясь на высокой, например, 6 передаче, придется переключиться на 3, а с 4 на 2. Чтобы процесс был более плавным, можно сделать «перегазовку», потратив на это немного топлива. Чтобы снизить скорость до минимальных значений, на дороге придется тормозить стандартным способом, то есть с помощью педали тормоза.

Во время торможения двигателем важно обращать внимание на количество его оборотов. Для бензиновых авто изменять передачу в коробке на более низкую можно при 2500 оборотов, затем — при 1000 оборотов. Вращать рулем автомобиля, применяя данный метод торможения, неразумно, так как есть риск потерять контроль над транспортным средством. Уметь тормозить двигателем должен каждый владелец машины с механической КПП. Несмотря на определенные недостатки, в некоторых случаях он может стать настоящим спасением.

Возможно ли торможение двигателем на автомате и вариаторе

На автомобилях с автоматической коробкой передач постепенное принудительное снижение передач невозможно, ввиду специфики способа управления машиной. В автоматах взаимодействие с двигателем обеспечивает гидротрансформатор. Передача вращательного момента здесь происходит за счет турбин, помещенных в масляный резервуар. При вращении одной направленные потоки масла приводят в движение другую. Торможение мотором здесь будет не так эффективно, как в случае с механикой, но все же замедление возможно.

При увеличении скоростного режима в данном случае начинается синхронное вращение валов, происходит блокировка гидравлической муфты. На скорости 50 км/ч блокировка отключается, провоцируя работу масляного демпфера. Автомобили с автоматической КПП тормозят значительно медленнее аналогов с механической трансмиссией. В некоторых моделях вовсе не предусмотрена возможность торможения двигателем, в других такой метод автоматически блокируется электронной системой управления. Также есть на рынке ряд автомобилей, где подобный способ запускается даже без участия водителя.

Правильно тормозить двигателем на автомате можно разными способами. Рассмотрим один из них:

  1. Для эффективного замедления нужно активировать режим Overdrive, в котором КПП автомобиля переключится на 3 передачу.
  2. После снижения скорости зафиксировать 2 передачу.
  3. Установить рычаг коробки передач в пониженный режим «L» — он соответствует самой низкой передаче.

Чтобы не спровоцировать серьезную поломку машины, во время торможения устанавливать рычаг рекомендуется только в положения «D-2-L». Использовать позиции «R» и «P» на ходу чревато дорогим ремонтом. К тому же так тормозить слишком опасно. Автоматическая трансмиссия не может обеспечивать эффективное торможение двигателем, поэтому не стоит пренебрегать стандартным использованием тормозных дисков и колодок.

На многих автомобилях с вариатором предусмотрена функция динамического торможения двигателем. Включить ее просто. Для этого водитель должен отпустить педаль газа, если рычаг установлен в режиме «D» и переставить его в позицию «L». С целью улучшения динамики авто некоторые водители стремятся программным способом отключить опцию торможения двигателем. Однако, это нерационально. Осваивая методы контраварийного управления машиной, можно избежать серьезных аварий в сложных ситуациях на дорогах.

Возможно вам будет интересно:
  • Правильная посадка за рулем

    Правильная поза за рулем — очень важная деталь вождения автомобиля. Особенно актуальная верная посадка при дальних поездках, где страдает спина.

  • Покупка видеорегистратора

    Видеорегистратор — незаменимая вещь для любого автомобилиста. Этот гаджет поможет разобраться в случае ДТП, вычислить преступников при нанесении вреда автомобилю и в других ситуациях. Перед покупкой нужно ознакомиться с нюансами подбора авторегистратора.

  • Правильная регулировка рулевого колеса

    Вы купили новый автомобиль или взяли машину напрокат? Не имеет значения, сколько времени вы планируете провести за рулем, авто нужно настроить под себя. Комфортное расположение не только сиденья, но и рулевого колеса, обеспечит безопасную езду. Лучше всего проводить регулировку в автосервисе, там не допустят ошибок и заодно диагностируют другие системы. Если же обратиться к специалистам нет возможности, отрегулировать руль можно и самостоятельно.

  • Как парковаться задним ходом

    Начинающий водитель не будет чувствовать себя уверенно за рулем, пока не научится парковаться задним ходом. Многие называют этот маневр одним из самых сложных. На деле же совершить заезд передом ненамного проще, особенно если учесть, что выезжать со стоянки все равно придется сдавая назад. Различают параллельную и перпендикулярную парковки, в зависимости от положения автомобиля по отношению к проезжей части. Каждый из способов имеет свои нюансы и требует строгого соблюдения правил.

Услуги автошколы «Вектор»
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(АКПП)
Курс на категорию В
Курс на категорию В
(МКПП)
Дистанционное обучение в автошколе
Дистанционное обучение в автошколе
Восстановление навыков вождения
Восстановление навыков вождения
Корпоративное обучение
Корпоративное обучение
Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.