ДТП — самое страшное, что может случиться с водителем на дороге. Несмотря на все усилия государств в области обеспечения безопасности дорожного движения, ежедневно в мире происходят десятки тысяч столкновений. Разберемся, какие факторы становятся причиной ДТП, чтобы научиться их избегать или минимизировать риски.
Нарушение ПДД
Основные причины столкновений — игнорирование требований ПДД. Сюда относятся как сознательные нарушения, так и простое их незнание. Например, большинство водителей в течение первых трех лет забывают значения некоторых знаков. Некоторые ездят «по привычке» и на повторяющихся маршрутах просто не смотрят на них. А некоторые водители осознанно нарушают Правила.
Нарушаются практически все пункты правил. Но есть особенно часто встречающиеся нарушения.
- Скоростной режим. В России, да и во многих других странах мира, едут гораздо быстрее разрешенного. Какой бы быстрой ни была реакция водителя, законы физики никто не отменял. И машину весом больше тонны остановить мгновенно не получится. А ведь часто именно в торможении происходят столкновения автомобилей с другими машинами, пешеходами и даже объектами инфраструктуры.
- Знаки приоритета и светофоры. В российских автошколах больше всего занятий посвящено пересечению перекрестков. И тем не менее, большинство столкновений случается именно на них. Почему? Водители пытаются проскочить «под бледно-розовый», игнорируют знаки приоритета или помеху справа.
- Движение по встречной полосе. Столкновения по причине выезда «на встречку» случаются едва ли не чаще, чем из-за превышения скорости. Лобовые столкновения особенно опасны. Поэтому совершать обгон по встречной полосе там, где это запрещено, категорически нельзя.
- Маневрирование. Резкая смена полосы движения, частые перестроения или не включенный сигнал поворота на перекрестках являются причинами столкновений.
- Дистанция и боковой интервал — многие, особенно опытные водители, уверены в исправности своей машины и скорости реакции, поэтому поджимаются вплотную. Но на скорости более 20 км/ч затормозить при внештатной ситуации не успевает даже электроника.
Но самым страшным нарушением ПДД, конечно, является управление автомобилем под действием алкоголя или наркотиков. Водитель неадекватно оценивает дорожную обстановку и потому неадекватно ведет себя. Из-за этого риск столкновения многократно возрастает.
Конечно, нарушаются и другие пункты правил. Например, многие, несмотря на запрет, продолжают пользоваться телефонами во время движения. И они при этом уверены, что успеют среагировать на нештатную ситуацию. Однако жизнь утверждает обратное — столкновения из-за этого происходят с завидной регулярностью.
Техническое состояние транспортных средств
Еще одной причиной столкновений становится неисправность автомобиля или сцепного устройства. Поскольку техосмотр в России для большинства водителей стал необязательным, многие перестали осматривать машины и проверяют только «критичные узлы». Но некоторые не удосуживаются даже проверять тормоза и рулевое управление. Естественно, так делать нельзя.
Дело в том, что к аварии может привести не только неисправность тормозной или рулевой системы автомобиля. Столкновение может возникнуть из-за глухой тонировки, когда водитель не видит других участников дорожного движения (неблагоприятная погода, плохое освещение и т.д.), из-за тонировки фар и габаритов (машину не видно на дороге), из-за сколов и трещин на лобовом стекле и даже существенного износа протекторов шин.
Автомобиль нуждается в регулярном техническом обслуживании. Это нужно помнить всегда.
Неуважение водителей авто
Автохамы с давних времен несли угрозу для других участников дорожного движения. Когда один водитель решает, что он на дороге главнее (например, в силу дороговизны машины, самоуверенности или низкого уровня интеллекта), то он по пути движения создает множество аварийных ситуаций. Конечно, другие водители всеми силами пытаются выйти из них, но не всегда это удается.
Итог всегда один — столкновение. А поскольку автохамы осознанно нарушают все пункты правил, включая требование пристегнуться, не выезжать на встречную полосу и не ехать 120 км/ч там, где разрешено только 40, результатом столкновения может стать смерть — самого автохама или того, в кого он врежется.
Качество дорог
Плохие дороги тоже не стоит списывать со счетов. Ямы и выбоины на асфальте, бугры и колейность приводят к потере управления, повреждению автомобилей или вынужденному резкому изменению траектории движения. Соответственно риск столкновений в подобных условиях возрастает многократно.
Например, движение в колее может привести к тому, что машину «выкинет» из нее и развернет поперек дороги. Естественно, такое событие чревато серьезными последствиями, особенно если машину «выкинет» под колеса большегруза.
Еще один неблагоприятный фактор — уборка проезжей части. Не всегда коммунальные службы обрабатывают автодороги противогололедными реагентами, чистят от снега и грязи. Из-за возникновения участков с разным коэффициентом сцепления, риски столкновений существенно возрастают.
Наконец — разметка, точнее, ее отсутствие. Водитель не всегда может догадаться о том, что на данном участке автодороги выезд на встречную полосу для обгона запрещен, особенно если соответствующий знак, например, закрыт деревьями. Итог обгона может оказаться плачевным — в случае, если на встречке окажется другая машина, столкновения не избежать.
Поведение пешеходов на дорогах
Примечательно, что не только водитель, но и пешеход может стать виновником ДТП.
- Переход проезжей части с телефоном в руках стал нормой для многих людей во всем мире. При этом они не утруждают себя убедиться в безопасности перехода. Особенно рискуют те, кто в это время слушает громкую музыку в наушниках. Они могут не услышать не только гражданскую машину, но и автомобиль спецслужбы, который мчится на вызов.
- Переход автодороги в неположенном месте — настоящая проблема, особенно если нарушение совершается в месте, где ездит мало авто. Водитель может не успеть среагировать на пешехода и затормозить.
- Отказ от светоотражающих элементов на одежде приводит к тому, что водитель замечает пешехода в последний момент, когда наезда не избежать. Особенно часто это происходит осенью, когда пешеходы надевают темную одежду и закрывают голову капюшоном. Увидеть такого человека на пешеходном переходе можно только на расстоянии 10-30 м, не больше, особенно если проезжая часть и переход не подсвечены.
Бег через переходы, внезапный выход на них, в том числе и в условиях ограниченного обзора, приводит к столкновению. И увы, из-за разности масс, выжить в случае наезда часто становится нереально.
Плохие погодные условия
Причины ДТП часто кроются в сложных погодных условиях. Это не только туман, ливень со шквалистым ветром или метель. Да, они относятся к одним из главных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения. Но и водители в таких условиях быстро адаптируются и предпринимают меры к повышению собственной безопасности — едут медленнее, маневрируют более плавно, избегают резких торможений.
Гораздо опасней условия, которые кажутся водителю обычными. Например, слабый снег на трассе ночью приводит к тому, что у водителя сильно устают глаза, и в круговерти снежинок он может пропустить свет фар встречной машины. Причины ДТП в таких условиях не очевидны даже их участникам. А всего-то и нужно — здраво оценить обзор, коэффициент сцепления и собственную видимость.
Статистика автомобильных аварий
По данным ГИБДД России в 2024 году произошло больше 132 тыс. ДТП. Это не только непосредственно столкновения автомобилей, но и наезды на пешеходов и съезды с дорог в кювет. Летальные случаи и причинение тяжкого вреда здоровью наступали в 15 тыс. случаев. Всего пострадало свыше 164 тыс. человек.
Однако усилия государства ежегодно приводят к снижению количества столкновений. И большую роль в этом играет повышение качества подготовки начинающих водителей. В автошколе «Вектор» подходят к делу подготовки водителей со всей ответственностью. На занятиях разбирают Правила дорожного движения, рассматривают основные и второстепенные причины ДТП, оказание первой помощи и многое другое. Инструкторы помогают курсантам осваивать безопасное вождение, в результате чего большинство выпускников автошколы сдает на права с первого раза. Запишитесь в группу по телефону или закажите бесплатный обратный звонок менеджера для консультации по вопросам обучения.