Считается, что новый автомобиль нужно обкатать для притирки деталей узлов и агрегатов. Да, современные роботизированные производства подгоняют детали с микронной погрешностью. Но придвижные детали механизмов все равно нуждаются в притирке — без нее ресурс узла серьезно сокращается. Поэтому стоит разобраться, как правильно осуществляется эта процедура, чтобы впоследствии не тратить деньги на лишние ремонты и даже сократить расход топлива.
Что такое обкатка автомобиля и зачем она нужна
Притирка подвижных деталей является нормальным процессом в механике. Без нее узел не сможет работать в нормальном режиме под полной нагрузкой. Износ будет слишком сильный. Например, при серьезных ошибках двигатель потребует капитального ремонта через 100 тыс. км, т. е. по сути не откатав даже 1/3 расчетного ресурса.
Процесс обкатки нового мотора, трансмиссии и других подвижных элементов устраняет малейшие неровности деталей, вследствие чего они плотно встают друг к другу. Микрочастицы, которые остаются после притирки, вымываются естественным путем со смазкой. И они будут обязательно, несмотря на обкаточные стенды заводов производителей и прочие гении инженерной мысли.
И чем выше нагрузка будет на узел, тем больше этих частиц окажется в смазке, тем сильней они будут изнашивать узел. Именно поэтому строго обязательно обкатывать машину после покупки или капитального ремонта.
Как правильно обкатывать новый автомобиль
Чтобы избежать проблем, связанных с неправильной обкаткой, опытные автомеханики настоятельно рекомендуют обратить внимание на мотор. Чтобы он не изнашивался, расходовал меньше топлива и выдавал полную мощность, следует ограничить обороты. Не рекомендуется крутить двигатель в диапазоне сверх 1/2 его нормативной штатной работы, особенно «на холодную». Лучше прогреть ДВС перед поездкой.
Чтобы узнать предельно допустимые обороты, достаточно открыть паспорт автомобиля и обратить внимание на строку «мощность». Она указывается в сочетании с оборотами, например, бензиновый ДВС Haval F7 объемом 1,5 л развивает мощность 150 л. с. при 5 500 об./мин. Следовательно, допустимый диапазон на обкаточный период составит 5500 / 2 = 2750 об./мин.
Также нельзя придерживаться слишком низких оборотов — подъемы или резкие ускорения даже в пределах допустимого диапазона негативно скажутся на ресурсе мотора. Для бензиновых двигателей оптимальным будет обкаточный диапазон от 1500, а для дизелей от 1000 об./мин.
Кого-то из водителей может посетить мысль обкатывать новый ДВС на холостых оборотах. Но это действие лишено смысла, поскольку силовой агрегат нужно «гонять» в разных режимах. Механики советуют:
- 1/3 пробега пройти в городской толчее и пробках, где ДВС работает преимущественно на холостых и минимальных оборотах;
- 1/3 обкаточного периода проехать по извилистым улочкам и переулкам, где мотору приходится варьировать мощность от минимума до безопасно допустимого максимума;
- последнюю треть провести на загородном шоссе, где мотору придется долго работать под стабильной нагрузкой.
Смешанный обкаточный период «познакомит» двигатель с основными режимами работы и подготовит его к повседневной эксплуатации наилучшим образом.
Наконец, не стоит забывать про моторное масло. Его обязательно нужно поменять на ТО-0 в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. При этом руководствоваться нужно минимальным значением пробега для прибытия на техобслуживание.
Отдельного внимания заслуживает трансмиссия. Правильно подготовить МКПП к любым нагрузкам можно только осторожным вождением в обкаточный период. Стоит избегать резких ускорений, пробуксовок и другого агрессивного вождения. Сцеплением нужно работать плавно, полностью выжимая педаль. В этот период стоит отказаться от «спортивного вождения» и переключать передачи с проходом через нейтраль.
Нагрузка на трансмиссию растет как в условиях бездорожья, так и на высокой скорости. Поэтому в обкаточный период лучше не ездить на авто по бездорожью и избегать автомагистралей. Оптимальная скорость на этот период не должна превышать 80-90 км/ч.
АКПП более «капризна» в обкаточный период. Она может перегреться от стояния в пробках, поэтому первый пробег лучше провести на загородной трассе или свободных улицах. Трансмиссию нужно немного подогревать перед стартом — 1-2 мин. в теплое время года и 5-7 мин в зимний период. Предельная скорость та же — до 90 км/ч.
Стоит пощадить и узлы подвески. Чтобы впоследствии ходовая не доставляла хлопот, стоит в обкаточный период не ездить по «убитым» дорогам, а на неровных поверхностях нужно снижать скорость, насколько это возможно. Также нельзя перегружать машину. Вообще, в этот период лучше ездить либо с пассажирами, либо с багажом, даже если грузоподъемность машины позволяет перевозить больший вес.
Еще один момент — тормоза. На новой машине они тугие и не выдерживают резких нажатий. Поэтому торможение лучше планировать заранее. Стоит помнить, что колодки и диски еще не притерлись, и эффективность торможения оставляет желать лучшего.
Продолжительность обкатки
Однозначный ответ о продолжительности обкаточного период можно почерпнуть либо из сервисной книжки, либо у менеджеров дилера. В редких случаях требуется консультация механика авторизованного сервисного центра.
В среднем обкаточный период длится от 1 000 до 2 000 километров. Но если информации нигде нет, то можно поступить самым простым способом — эксплуатировать авто в щадящем режиме до тех пор, пока не подойдет время проходить ТО-0.
Данная информация ориентирована на автомобили, которые еще не прошли и километра. Если же обкатывается мотор после капитального ремонта, то время, в котором нельзя давать максимальную нагрузку, увеличивается на 50%.
Научиться ездить так, чтобы обкаточный период не превратился в нервотрепку, можно лишь в хорошей автошколе. Автоинструкторы школы «Вектор» помогут освоить плавное и эффективное управление машиной. Запишитесь на бесплатный тест-драйв по телефону или закажите обратный звонок в форме на сайте.