Ежегодное начисление транспортного налога на авто заставляет многих задуматься о переходе с традиционной машины на гибрид. Ведь экономия на транспортных налогах для этих машин оказывается довольно существенной. Разберемся в особенностях расчета.
Как рассчитывается мощность гибридного автомобиля
Гибрид оснащен двумя типами двигателей: двигателем внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигателем. При расчете общей мощности учитываются оба типа двигателей.
Для машин с несколькими двигателями берется максимальная 30-минутная мощность каждого из них, при этом она измеряется в киловаттах (кВт) или лошадиных силах (л.с.). В паспорте транспортного средства указывается суммарная номинальная мощность всех двигателей.
В зависимости от компоновки используется 2 формулы:
- Робщ = РДВС + РЭД — для авто с ДВС и электромотором;
- Робщ = РЭД1 = РЭД2 — для машин с двумя электромоторами.
В ПТС вносится мощность и в л.с., и в кВт. Однако учитывается только та мощность, которая может расходоваться единовременно. Например, если ДВС выдает 150 л.с., а электромотор выдает 30 л.с., и в паре они не работают, то в ПТС будет указано только максимальное значение ДВС — 150 л.с. А если обе установки могут одновременно работать на пике производительности, то их мощность будет суммироваться и в ПТС будет стоять 180 л.с..
Налоги на гибриды начисляются по несколько иным правилам, чем на обычные авто.
Порядок начисления транспортного налога за гибридный автомобиль
Расчёт транспортного налога понятен большинству автомобилистов: согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса, основой является показатель мощности мотора авто, выраженный в л.с. Затем эта величина умножается на соответствующую налоговую ставку, установленную для определённого типа транспортных средств, и при наличии льгот производится необходимая корректировка. Поскольку транспортный налог относится к местным сборам, ставки и предоставляемые льготы различаются в зависимости от региона страны, однако необходимую информацию легко найти онлайн либо обратившись в местное отделение Федеральной налоговой службы.
Проблемы возникают тогда, когда речь идёт о машинах с несколькими двигателями, особенно с электрическими моторами. Согласно решению коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 июля 2016 года № 81, базовым показателем для расчета начисляемого налога в регионе становится наибольшая мощность электродвигателя, выдаваемая непрерывно в течение минимум 30 минут. Это объясняется тем, что двигатели электрокаров способны кратковременно развивать пиковые значения мощности, которые не используются при налогообложении. Если мощность указана в киловаттах, применяется коэффициент перевода — 1 кВт равен примерно 1,35962 лошадиной силе.
Кроме того, существует разнообразие конструкций гибридных силовых установок, среди которых российские нормативные акты официально признают две основные схемы — параллельную и последовательную. Методика начисления транспортного налога для каждого из типов изложена в разъяснительном письме Министерства финансов России от 2 февраля 2023 года № 03-05-04-04/8694.
Как рассчитать налог на гибрид параллельного типа
Параллельный гибрид представляет собой систему, где как двигатель внутреннего сгорания, так и электромотор способны независимо передавать крутящий момент на колеса. В большинстве случаев на малых скоростях и при плавном ускорении работает электрический двигатель, а бензиновый мотор включается по мере необходимости. При этом динамика машины обычно определяется именно ДВС, а электромотор выполняет вспомогательную роль при интенсивных разгонах.
Однако современные технологии позволяют реализовать и обратный принцип работы: в некоторых моделях мощные электромоторы являются основными, а ДВС подключается только при низком уровне заряда батареи или на высоких скоростях, где электромоторы менее эффективны.
Этот тип гибридных систем является наиболее распространенным на рынке. К нему относятся как классические параллельные гибриды, так и более сложные параллельно-последовательные конструкции с планетарным редуктором, объединяющим работу двух электромоторов и ДВС.
Что касается налогообложения, для параллельных гибридных автомобилей действует единый принцип расчета: считают суммарную мощность обоих двигателей. При этом законодательство не делает различий между подтипами параллельных гибридов — будь то классическая схема или более сложная параллельно-последовательная конструкция с планетарным редуктором. Главное условие для расчета — возможность совместной работы ДВС и электромотора, при которой указывается общая мощность обоих агрегатов, включая максимальную 30-минутную мощность электродвигателя.
Как считается налог на гибрид последовательного типа
Последовательная гибридная схема работает по следующему принципу. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не имеет прямой механической связи с колесами авто. Вместо этого он выполняет роль генератора, который вырабатывает электроэнергию для подзарядки батареи. От аккумулятора питание получает электромотор, непосредственно приводящий в движение колеса.
Многие задаются вопросом: зачем использовать такую сложную схему с «промежуточными звеньями», если можно напрямую соединить бензиновый двигатель с колесами, как в обычных автомобилях? Ответ кроется в эффективности: в последовательной схеме ДВС работает в оптимальном режиме, что обеспечивает значительно более высокий коэффициент полезного действия по сравнению с традиционной конструкцией.
Начисление транспортного налога для последовательных гибридов имеет свои особенности. При определении налоговой базы учитывается только максимальная 30-минутная мощность электромоторов, указанных в технической документации. Мощность ДВС при этом не принимается во внимание.
На российском рынке представлены автомобили с последовательным гибридом в достаточно большом количестве. Например, популярные кроссоверы LiXang L7 и L9 оснащены двумя электромоторами с 30-минутной мощностью 61 и 80 кВт соответственно. Заряд батареи обеспечивает бензиновый двигатель объемом 1.5 литра мощностью 154 л.с. При расчете транспортных налогов учитывается только мощность электромоторов.
Важно отметить, что plug-in-гибриды (модели, которые можно заряжать от внешней электросети) могут относиться как к параллельной, так и к последовательной схеме работы — это зависит от конкретной конструкции привода машины.