Каждую зиму в большинстве регионов России начинаются снегопады, и потому у многих автомобили начинают вязнуть в снегу. Водителям, особенно новичкам, стоит знать, что делать в подобных ситуациях. Ведь из-за неправильных действий можно лишь сильнее завязнуть, и тогда придется искать трактор или эвакуатор с лебедкой.
Как выбраться из снега
Набор действий, как правило, зависит от того, на каком именно приводе нужно выбираться из снежной каши. Например, на переднеприводном можно попробовать покачать руль из стороны в сторону, на полном приводе, соответственно, можно подключить полный привод и заблокировать дифференциалы. Ну а на заднем приводе поможет «ювелирная» работа сцеплением.
Главное, что нужно помнить водителю — если в снежный плен попало хотя бы одно колесо, следует забыть о перегласовке. Пробуксовка колес приведет лишь к тому, что они нагребут перед собой бугор, перебраться через который быстро не получится.
Лучшим выходом будет использование подручных средств, которые всегда нужно возить в багажнике в периоды снегопадов. Именно они — первое, что нужно использовать, оказавшись в «снежном плену».
Что поможет вытащить застрявшую машину
Открывает список «маст-хэвов» снеговая лопата. Не дешевый пластик, а качественный металл, который способен крушить снежный и заледеневший наст. Ведь лопатой можно выкопать застрявшее колесо, прочистить дорогу и даже «проложить» новую. Ее можно подложить под колесо так, чтобы протектор шин смог зацепиться. Словом — незаменимая вещь.
Также можно возить с собой специальные траки. Они подкладываются под ведущие колеса, что позволяет машине, пусть и медленно, преодолевать сугробы без застревания. Вот только выбрать и купить качественный трак непросто, да и стоят они немало.
Альтернативой траку станут «браслеты» и цепи, которые надевают на ведущие колеса. Но для их применения авто придется домкратить, что не всегда и не всем удобно. Да и времени такая «обувка» занимает достаточно много.
Поэтому иногда проще и быстрей бывает достать коврики из салона и подложить их под колеса так, чтобы протектор смог зацепиться, подтащить их под себя, и колесо смогло въехать на импровизированный «трак». Вместо коврика, кстати, можно возить с собой грубую брезентовую ткань.
Поможет справиться с задачей выбраться из сугроба и мешочек с каменной крошкой. Буквально 3-4 кг помогут машине зацепиться и выбраться из снежной каши. Но лишь при условии, если под ней лед и дорога, и дальше путь чист. Если же авто угодило в сугроб, то крошка не поможет. И тогда придется обращаться за помощью к прохожим или к другим водителям. К счастью, в России многие с энтузиазмом откликаются на подобные призывы и спасителя найти в целом реально. Кстати, стоит также иметь с собой трос — не факт, что у другого водителя окажется спасительная «лямка».
Правила действий, если машина забуксовала в сугробе
Бывает так, что ситуация складывается не в пользу водителя. Например, авто с легкостью может угодить в снежный занос на региональной дороге, за 2-3 км от ближайшей трассы и населенного пункта. Поэтому водителю стоит придерживаться ряда простых правил.
В первую очередь, нужно забыть про панику. Давить на газ бесполезно — станет только хуже. Нужно трезво оценить ситуацию и понять, что если машина как-то въехала в снежный нанос, то и выбраться она из него вполне себе может. Успокоиться нелегко, особенно новичку. Поэтому лучшим выходом будет… выйти из авто и осмотреться. Это даст не только дополнительный кислород, но и переключение внимания, и даже оценку снежного покрова. Одно дело — преодолевать «пухляк», другое — пробиваться через наст.
Следующий шаг — попытка расчистить место. Есть лопата? Тогда берем ее и начинаем копать колею. Еще можно попробовать утрамбовать ногами снежный покров перед колесами. Или можно использовать салонные коврики, брезент, ткань, траки — словом все, что поможет обрести сцепление. Если и это не помогло, то придется авто поддомкратить. Домкратить нужно каждое колесо и забивать пространство под ним ветками и прочими подручными вещами. А перед попыткой тронуться стоит приспустить давление в шинах, буквально на 1-1,5 атм (в зависимости от исходного). Это увеличит пятно контакта шины и «включит» боковые грунтозацепы, если, конечно, резина зимняя, а не летняя лысая.
И только после этого можно перейти к шагу 3 — попробовать тронуться с места, не газуя, работая сцеплением и держа ровным газ (на авто с АКПП переключить коробку в режим «снежинка»). Пробуксовка в снегу создает дополнительную преграду, а колесо оказывается в снежно-ледовой ямке, из которой выскочить уже сложнее, чем из обычного сугроба.
Если застряла в снегу машинка с механической коробкой, можно попробовать применить «раскачку». Для этого нужно всего лишь тронуться с места, перехватить момент пробуксовки и резко нажать на сцепление, дав колесам откатиться назад, а как только авто замрет, снова тронуться. Примерно так происходит раскачка на качелях. Маятниковые движения приведут к тому, что автомобиль преодолеет снежную преграду просто за счет инерции.
Авто с АКПП раскачать реально, но сложно. Для этого нужно тронуться вперед, в момент пробуксовки резко нажать на тормоз, включить заднюю, откатиться максимально назад, а затем повторить процедуру. Но без опыта сделать это сложно.
Поэтому и автоэкспорты, и водители с большим стажем советуют — лучше ездить так, чтобы машинка никогда не застряла в снегу. Ездить так гораздо проще, чем вызволять авто из снежного плена.
Как ездить, чтобы машина никогда не застряла в снегу
Минимизировать шансы оказаться в снежной ловушке по силам даже начинающим водителям. Для этого нужно следовать нескольким простым советам.
- В холодный период нужно ездить только на хорошей зимней резине. Машина будет не только уверенно чувствовать себя на обледенелой дороге, но и преодолевать снежные наносы благодаря глубокому протектору и грунтозацепам. Именно плохая резина становится основным источником неприятностей на заснеженной дороге.
- На дороге, покрытой снежным покровом, не стоит газовать, особенно резко. Лучше двигаться равномерно, держа обороты в пределах 1,5-2 тыс./мин. Пробуксовка грозит тем, что автомобиль потеряет инерцию, остановится и уже не сможет сдвинуться с места. Высокую скорость тоже держать нельзя, поскольку авто имеет плохое сцепление с дорогой и может сорваться в занос, оказаться на обочине и увязнуть уже там.
- Нельзя резко тормозить, особенно если на машине не установлена ABS. Колеса нагребут перед собой снега, через который не смогут перепрыгнуть, а назад они тоже не покатятся, поскольку сзади окажется глубокая траншея. Поэтому с тормозом придется работать еще аккуратнее, чем с газом. Лучше всего применять торможение двигателем.
- Рулить тоже нужно аккуратно. Резкие повороты руля могут привезти к тому, что автомобиль вылетит из проложенной колеи и окажется на обочине, где снеговой слой более толстый и рыхлый.
- Нельзя ехать по старой колее и пытаться пробиться через большой сугроб или нанос — таким образом можно сильно посадить авто на днище. Эта ситуация неприятна тем, что ведущие колеса просто не смогут дотянуться до твердого покрытия. И тогда придется домкратить каждое из них, подкладывать доски и палки. Особенно рискуют владельцы полноприводных авто — каждый из них хоть раз, но успел «повисеть» на мостах.
- Парковка на заснеженной обочине опасна. Чтобы минимизировать шанс застрять, лучше проехать вперед и назад несколько раз, создав таким образом примятую колею для выезда.
- Парковаться в условиях города на обочине тоже небезопасно, особенно если по прогнозу ожидаются обильные снегопады. Если в это время пройдет снегоуборочная техника, она может сделать высокий бруствер, разбивать который для выезда придется долго.
Во время обучения на права в автошколе «Вектор» уделяют внимание технике езды на авто в различных условиях. Кроме того, всегда можно спросить у инструктора, что и как правильно делать, чтобы не застрять в грязи или снегу. Опытный инструктор всегда поделится личным опытом и даст актуальные советы. Запишитесь в группу онлайн или по телефону, чтобы после получения прав чувствовать себя за рулем авто уверенно в любой ситуации.