В каждом автомобиле должен быть огнетушитель — специальное устройство, используемое для тушения огня. Огнетушитель в машину следует класть обязательно, периодически проверять его исправность, а главное — заранее правильно подобрать под требования закона и здравого смысла.
Зачем нужен огнетушитель в автомобилях
Исходя из назначения оборудования несложно понять, зачем оно нужно в легковом или грузовом авто. Ведь каждое транспортное средство содержит не только легковоспламеняющиеся вещества (топливо, смазка, обивка салона и т.д.), но и источники возгорания, например проводку под напряжением. В случае неисправности достаточно малейшей искры для появления открытого огня. А он, в свою очередь, может не просто уничтожить авто, но и привести к детонации паров топлива, особенно если бак почти пустой.
Поэтому каждый водитель должен возить с собой огнетушитель. С его помощью можно быстро и эффективно сбить пламя, чтобы исключить дальнейшее развитие пожара и порчу имущества. Он особенно эффективен на начальных стадиях, когда пламя еще поддается контролю.
Наконец, огнетушитель для автомобиля является обязательным оборудованием в соответствии с правилами эксплуатации транспортных средств. Это устройство должно быть в авто, иначе водителя подвергнут административной ответственности.
Кто и как проверяет огнетушитель в авто
Согласно техническому регламенту, действующему в России, водитель транспортного средства обязан возить с собой исправный и заправленный огнетушитель. За его отсутствие предусмотрен штраф в сумме 500 руб.
Но на дороге проверить его наличие инспектору ДПС ГИБДД будет проблематично. Дело в том, что он не имеет права остановить машину с целью проверки наличия пожарного оборудования, равно как и аптечки или знака аварийной остановки. Чтобы установить отсутствие или наличие оборудования, необходимо провести досмотр. Но для его проведения нужны веские основания, причем проводится он под протокол, с двумя свидетелями и (или) под видеофиксацию. Правильно оформить досмотр — хлопотное дело, поэтому инспекторы не будут его проводить без острой необходимости.
Иное дело — плановый или внеплановый технический осмотр, который проходят в случае продажи транспортного средства (если оно старше 4-х лет), его эксплуатации в пассажирских перевозках, внесении изменений в конструкцию авто. При отсутствии огнетушителя автовладелец не сможет получить диагностическую карту, разрешающую использование транспортного средства.
Во время техосмотра проверяется не только наличие оборудования, но и его состояние. Он должен соответствовать транспортному средству и быть полностью заправленным.
Требования к огнетушителю
Противопожарное оборудование для автомобиля подбирается под его вид:
- для легковых машин — вес вещества не менее 2 кг;
- для грузовиков — не менее 5 кг вещества;
- для автобусов также регламентировано количество устройств — 1 ед. на 2 кг в кабине водителя и 1 ед. на 5 кг в пассажирском салоне.
Помимо объема проверяется и срок годности. Для порошковых он составляет порядка 10 лет, для углекислотных — 15-20 лет. При этом давление не должно выходить из зеленой зоны, что указывает на наличие вещества.
Также должна быть цельная (не сорванная) пломба, которая открепляется в случае использования устройства. Отсутствие пломбы (даже если она случайно сорвана) указывает на то, что оборудование подлежит повторной заправке и опломбированию.
Наконец, этикетка с инструкцией по применению и указанием модели устройства. Она должна присутствовать и быть в надлежащем состоянии, т.е. читаемой.
Стоит осторожно выбирать огнетушитель и, помимо основных требований, учитывать ряд важных нюансов, о которых редко задумываются при покупке. А ведь от того же типа вещества зависит как эффективность тушения огня, так и безопасность человека, который работает с оборудованием.
- Порошковые огнетушители — самые доступные по цене и простые в использовании варианты. Внутри размещен негорючий газ и мелкодисперсный порошок. При активации устройства газ выбрасывает порошок, который перекрывает доступ кислорода. К преимуществам стоит отнести способность работать как в сильный мороз, так и в жару. К недостаткам — склонность к слеживанию вещества и потере эффективности. Средний срок годности не превышает 2 лет.
- Углекислотные — оптимальный вариант по цене и эффективности. Внутри содержится CO2 под давлением. При активации углекислота подается через раструб и перекрывает доступ кислорода, попутно охлаждает поверхности вокруг очага возгорания. К преимуществам стоит отнести не только способность работать в холодное время года, но и возможность перезаправки, а также продолжительный срок годности. К недостаткам — риск обморожения при попадании струи углекислоты на тело человека.
- Пенный огнетушитель в машинах встречается нечасто. Внутри под давлением закачан водный раствор пенообразователя. При активации создает толстый слой пены, которая перекрывает доступ воздуха, из-за чего пламя тухнет. К плюсам стоит отнести безопасность пены и простоту использования. К недостаткам — работоспособность только при положительной температуре и короткий (до года) срок годности.
- Аэрозольный — компактное устройство, которое стоит выбрать для небольшой машины. Внутри заключен водный раствор вещества, который при распылении перекрывает доступ кислорода к очагу горения. Безопасный, легкий (вес около 2,5 кг) и удобный в применении, он может использоваться в автомобиле как резервное противопожарное оборудование. К сожалению, не работает при минусовой температуре.
Подбирая огнетушитель, стоит обратить внимание на климат региона России, где предполагается эксплуатация автомобиля. В холодный климат можно купить углекислотный вариант, но важно помнить, что он опасен при неправильном использовании. Поэтому лучше купить порошковый и взять за правило менять его за 1-2 мес. до истечения срока годности. Часто водители забывают об этом, поэтому не лишним будет установить напоминание на телефоне.