Механическая трансмиссия сложна в освоении из-за того, что неопытные водители не знают, когда и как переключать передачи. Неподходящий момент перехода или неверный выбор передачи приводит к износу двигателя и трансмиссии, ну а если нарушить последовательность действий, то и вовсе можно повредить МКПП. Поэтому стоит разобраться в управлении коробкой, чтобы потом пользоваться трансмиссией без проблем.
Когда переключать передачи на механике
Момент, подходящий для переключения передач, зависит от таких факторов, как мощность ДВС, количество ступеней трансмиссии, дорожная обстановка и даже предполагаемый маневр. Однако есть и усредненные показатели, которые применимы для наиболее распространенных машин на МКПП с пятиступенчатой КПП и двигателем 1,4-1,6 л. Подходящая передача находится в зависимости от текущей скорости.
- I передача — 0-15 км/ч. Используется для начала движения или медленного пересечения сложного участка (грязь, тесная парковка и т. п.).
- II — 15-40 км/ч. В основном используется для разгона автомобиля или езды с малой скоростью в соответствующей дорожной обстановке (проезд «лежачих полицейских», неторопливая езда по грунтовке и т. п.).
- III — 40-60 км/ч. Наиболее востребованный режим работы МКПП в городских условиях, который характеризуется оптимальным расходом топлива. Большинство машин имеют «длинную» III передачу, которая может работать в диапазоне от 35 до 65 км/ч без особого урона для двигателя и коробки.
- IV — 60-90 км/ч. Этот режим особенно востребован при наборе скорости на загородном шоссе, при обгонах на автомагистралях.
- V — 90+ км/ч. Предназначена для езды с крейсерской скоростью по трассе или автомагистрали. Характеризуется минимальным расходом топлива. Часто называется «прямой» передачей.
Если на машине стоит «шестиступка» (шестиступенчатая КПП), то крейсерскими будут уже и V, и VI.
Есть зависимость и от оборотов двигателя, поэтому многие новички на механике ориентируются по тахометру. Принцип здесь простой: как только обороты достигают 2,5-3 тыс. об./мин. включается следующая ступень. Переход в обратном порядке уже не зависит от оборотов.
Приведенные режимы стоит считать весьма условными. К тому же следует переходить на пониженную передачу при движении в сложных условиях, где необходим запас мощности. Это не только обгоны, но и подъемы в гору (особенно затяжные), полная загрузка авто, глубокий снег, чистый лед и прочие схожие условия.
Процесс переключения на механике
Правильное переключение на механической коробке не зависит ни от марки авто, ни от расположения руля, ни от каких-либо других факторов. Принцип здесь простой: переключение всегда идет последовательно от меньшей к большей ступени при разгоне. При замедлении «прыжки» через ступени вполне допустимы. Схема при переключении всегда одинаковая:
- рука ложится на рычаг управления коробкой;
- выжимается педаль сцепления автомобиля левой ногой, правая отпускает педаль газа;
- плавно, но в то же время быстро включается подходящая ступень;
- быстро и плавно отпускается сцепление, одновременно добирается газ.
Считается, что переключать ступени можно только через проход рычага МКПП через нейтраль. Но опытные водители редко прибегают к такому способу — при переключении через нейтраль авто теряет часть наката. С учетом того, что в большинстве современных МКПП стоят хорошие синхронизаторы, проходить нейтраль не нужно. Переключать ступени можно «по-спортивному», т.е. сразу включать нужную. Управлять авто в таком режиме легче.
Распространенные ошибки работы с механической КПП
Не только новички, но даже опытные водители совершают ошибки на механической КПП. Хоть правила перехода со ступени на ступень и нестрогие, тем не менее их нарушение приводит к быстрому износу деталей трансмиссии и повышенной нагрузке на двигатель. Среди неопытных водителей наиболее характерной является ошибка, связанная с несинхронной работой со сцеплением и рычагом КПП. В итоге авто глохнет или перерасходует топливо.
Движение на нижнем пределе скорости выбранной ступени сказывается более положительно на состоянии ДВС и трансмиссии. Поэтому при ограничении 40 км/ч больше подходит третья, а не вторая передача.
Вообще, вторая ступень для многих, даже опытных водителей представляется большой загадкой. В итоге ее используют и для плавного старта с выжиганием сцепления, и для движения по ухабистым дорогам, и для проезда участков с ограничением 40 км/ч, и даже для обгонов в городе. И во всех случаях она оказывается неподходящей. II ступень почти всегда — разгонная.
Нарушение принципа переходов со ступени на ступень для машины с ручной трансмиссией почти всегда чревато скорым ремонтом. В лучшем случае будут разрушены подшипники. В худшем — придется менять валы и шестерни КПП.
Научиться ездить на автомобиле с ручной КПП, соблюдать правила и легко сдать экзамен можно, поступив в автошколу «Вектор». Глубокая теоретическая подготовка, опытные автоинструкторы и современный автопарк сделают обучение качественным и повысят шансы на успешную сдачу экзамена на категорию «B» с первого раза. Запишитесь онлайн или по телефону на бесплатное пробное занятие.