Что такое ABS

Система ABS— современный электронный помощник водителя, позволяющий не терять контроль над автомобилем при экстренном торможении. Она исключает блокировку колес и тем самым препятствует развитию неконтролируемого заноса, повышает эффективность торможения на скользких покрытиях и обеспечивает маневрирование во время торможения «в пол». Купить современное авто без АБС уже нереально —система стала обязательной в большинстве стран мира.

Что такое и зачем нужна ABS

Большинство автолюбителей, которые не интересуются технической составляющей авто и физикой процесса торможения, уверены, что антиблокировка колес нужна лишь для сокращения тормозного пути.

Это правда, но лишь отчасти: тормозной путь будет действительно сокращаться, если под колесами будет однородное и твердое покрытие: асфальт, наледь или укатанная сухая грунтовка. Если же покрытие рыхлое (песок, гравий и т. д.), заблокированные колеса окажутся эффективней — перед ними будет набираться барьер, а колеса будут уходить вглубь покрытия.

Поэтому фундаментальная функция системы заключается в сохранении контроля над машиной и возможности менять траекторию движения при экстренном оттормаживании на рефлексах. Что дает использование АБС вместо блокирования колес? Возможность изменить траекторию за счет того, что колеса продолжают вращение и имеют нормальное сцепление с дорожным полотном. Иными словами, если зажать тормоза на авто без антиблока, то при вращении руля в любую сторону машина будет двигаться прямолинейно соответственно вектору инерции. Включение антиблока позволит маневрировать даже в такой сложной ситуации.

Еще одна важная функция антиблокировочной системы заключается в сохранении прямолинейности оттормаживания при движении по неоднородному покрытию. Для чего это нужно:

Все вышеописанное — это несомненные плюсы антиблокировки в машине. Но есть и минус — снижение эффективности работы тормоза на льду при условии, если авто «обуто» в шипованную резину. Шипы заблокированных колес «вгрызаются» в ледяную поверхность, тем самым эффективно гасят скорость. Периодическая их разблокировка увеличивает тормозной путь. А без разблокировки обойтись не получится — так уж устроен антиблок.

Как работает ABS

Несмотря на годы эволюции, антиблокировочная система сохранила свой основной принцип включения и функционирования. В состав среднестатистической системы входят:

Принцип действия АБС с учетом ее составляющих достаточно прост. Датчики постоянно измеряют скорость вращения всех колес и отправляют данные в электронный блок управления. ЭБУ опрашивает датчики почти в режиме реального времени — несколько раз в секунду. Блок управления при поступлении сигнала о замедлении или даже полной остановке одного из колес дает сигнал на краткосрочное открытие гидравлического клапана.

Открытие клапана сбрасывает давление в тормозной системе и тем самым разблокирует заблокированное колесо. Это и дает ту самую вибрацию педали, которую замечают водители при активации системы в процессе оттормаживания.

Количество датчиков, скорость опроса и даже компоненты электронного помощника могут разниться от производителя к производителю. Например, может присутствовать дополнительный насос, который быстро увеличит давление сразу после закрытия клапана.

ABS в современном авто может иметь разное количество каналов — от 1 до 4. Количество каналов определяется количеством клапанов гидравлики. Если клапан 1, то блокироваться и разблокироваться будут сразу все колеса. Если 2 — то управление будет раздельным для каждой оси автомобиля. Если клапанов 3, то идет отдельное управление каждым из колес передней пары и общее управление задней осью. При четырехканальном устройстве антиблока каждое из колес управляется отдельно.

Что делать, если в автомобиле нет ABS

Несмотря на скептицизм некоторых профессиональных водителей, наличие электронного помощника — всегда благо. Тем не менее, все еще встречаются авто, в которых антиблокировочная система отсутствует. Но это не значит, что нельзя сымитировать ее работу в ситуации, когда это действительно требуется.

Прием имеет название прерывистого торможения. Описать его можно легко:

Что это даст водителю? Все то же, что и антиблок, но чуть менее эффективный, если нет чувства тормоза — оттормаживания на грани блокировки. Этим искусством владеют опытные водители, которые знают свою машину и ездят на ней годами.

В аварийной ситуации многие водители, особенно новички, не смогут «ювелирно» работать педалью. В этом случае можно просто довериться инстинкту и «долбить» по педали с максимально возможной частотой. Но лучше сразу купить авто с антиблоком, чем отрабатывать педалирование. При правильном подходе АБС прослужит долго и станет эффективным инструментом даже у неопытного новичка.

Советы по эксплуатации ABS

Опытные водители советуют владельцам авто с антиблоком придерживаться четырех простых правил:

Чтобы научиться управлять автомобилем, тормозить с использованием электронных помощников и ступенчато, запишитесь в автошколу «Вектор». К вашим услугам опытные педагоги теоретической подготовки, профессиональные автоинструкторы, уютные классы и современные авто. Чтобы убедиться в качестве обучения, запишитесь на бесплатное пробное занятие по телефону или онлайн.

Возможно вам будет интересно:
  • Как научиться ездить в городе

    После получения водительских прав не каждый автомобилист рискует сразу самостоятельно выехать в город. На практических занятиях в автошколе рядом всегда был инструктор, теперь же нужно полагаться сугубо на свои силы и внимание. Даже если вы идеально знаете ПДД, всегда есть риск оказаться в сложном положении. Ведь не все участники дорожного движения и не всегда действуют предсказуемо. Кроме того, плохая погода или ужасное состояние дорожного покрытия также могут внести свои коррективы. Мы разобрали несколько самых распространенных ситуаций, которые могут выбить из колеи новичка.

  • Как правильно переключать передачи на механике

    Механическая трансмиссия сложна в освоении из-за того, что неопытные водители не знают, когда и как переключать передачи. Неподходящий момент перехода или неверный выбор передачи приводит к износу двигателя и трансмиссии, ну а если нарушить последовательность действий, то и вовсе можно повредить МКПП. Поэтому стоит разобраться в управлении коробкой, чтобы потом пользоваться трансмиссией без проблем.

  • Как оформить европротокол

    В 2022 году сохранена в полном объеме возможность оформления европротокола. Перспектив для упразднения подобной практики не предвидится. Поэтому любому водителю стоит знать, как правильно оформить европротокол при ДТП. Подобный инструмент существенно облегчает жизнь и ускоряет разрешение ситуации, связанной с аварией.

  • Что делать в случае ДТП

    Ежедневно на дорогах случаются сотни ДТП. Каждый водитель должен точно знать, как действовать в случае аварии и правильно оформлять документы о случившемся. Особенно это касается новичков, которые статистически чаще попадают в неприятные ситуации на дороге. Но пригодятся актуализированные знания даже опытным автолюбителям, ведь ежегодно правила обновляются.

Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.