Система ABS— современный электронный помощник водителя, позволяющий не терять контроль над автомобилем при экстренном торможении. Она исключает блокировку колес и тем самым препятствует развитию неконтролируемого заноса, повышает эффективность торможения на скользких покрытиях и обеспечивает маневрирование во время торможения «в пол». Купить современное авто без АБС уже нереально —система стала обязательной в большинстве стран мира.
Что такое и зачем нужна ABS
Большинство автолюбителей, которые не интересуются технической составляющей авто и физикой процесса торможения, уверены, что антиблокировка колес нужна лишь для сокращения тормозного пути.
Это правда, но лишь отчасти: тормозной путь будет действительно сокращаться, если под колесами будет однородное и твердое покрытие: асфальт, наледь или укатанная сухая грунтовка. Если же покрытие рыхлое (песок, гравий и т. д.), заблокированные колеса окажутся эффективней — перед ними будет набираться барьер, а колеса будут уходить вглубь покрытия.
Поэтому фундаментальная функция системы заключается в сохранении контроля над машиной и возможности менять траекторию движения при экстренном оттормаживании на рефлексах. Что дает использование АБС вместо блокирования колес? Возможность изменить траекторию за счет того, что колеса продолжают вращение и имеют нормальное сцепление с дорожным полотном. Иными словами, если зажать тормоза на авто без антиблока, то при вращении руля в любую сторону машина будет двигаться прямолинейно соответственно вектору инерции. Включение антиблока позволит маневрировать даже в такой сложной ситуации.
Еще одна важная функция антиблокировочной системы заключается в сохранении прямолинейности оттормаживания при движении по неоднородному покрытию. Для чего это нужно:
- для исключения заноса автомобиля, под колесами которого находится покрытие с разным коэффициентом сцепления;
- для сохранения контроля над авто, которое «цепануло обочину»;
- для маневрирования при торможении в повороте.
Все вышеописанное — это несомненные плюсы антиблокировки в машине. Но есть и минус — снижение эффективности работы тормоза на льду при условии, если авто «обуто» в шипованную резину. Шипы заблокированных колес «вгрызаются» в ледяную поверхность, тем самым эффективно гасят скорость. Периодическая их разблокировка увеличивает тормозной путь. А без разблокировки обойтись не получится — так уж устроен антиблок.
Как работает ABS
Несмотря на годы эволюции, антиблокировочная система сохранила свой основной принцип включения и функционирования. В состав среднестатистической системы входят:
- датчики скорости вращения колес автомобиля;
- управляющие клапаны гидравлики;
- ЭБУ.
Принцип действия АБС с учетом ее составляющих достаточно прост. Датчики постоянно измеряют скорость вращения всех колес и отправляют данные в электронный блок управления. ЭБУ опрашивает датчики почти в режиме реального времени — несколько раз в секунду. Блок управления при поступлении сигнала о замедлении или даже полной остановке одного из колес дает сигнал на краткосрочное открытие гидравлического клапана.
Открытие клапана сбрасывает давление в тормозной системе и тем самым разблокирует заблокированное колесо. Это и дает ту самую вибрацию педали, которую замечают водители при активации системы в процессе оттормаживания.
Количество датчиков, скорость опроса и даже компоненты электронного помощника могут разниться от производителя к производителю. Например, может присутствовать дополнительный насос, который быстро увеличит давление сразу после закрытия клапана.
ABS в современном авто может иметь разное количество каналов — от 1 до 4. Количество каналов определяется количеством клапанов гидравлики. Если клапан 1, то блокироваться и разблокироваться будут сразу все колеса. Если 2 — то управление будет раздельным для каждой оси автомобиля. Если клапанов 3, то идет отдельное управление каждым из колес передней пары и общее управление задней осью. При четырехканальном устройстве антиблока каждое из колес управляется отдельно.
Что делать, если в автомобиле нет ABS
Несмотря на скептицизм некоторых профессиональных водителей, наличие электронного помощника — всегда благо. Тем не менее, все еще встречаются авто, в которых антиблокировочная система отсутствует. Но это не значит, что нельзя сымитировать ее работу в ситуации, когда это действительно требуется.
Прием имеет название прерывистого торможения. Описать его можно легко:
- нажимается педаль тормоза;
- как только колеса блокируются, педаль чуть приотпускается;
- как только колеса начали вращаться, педаль снова зажимается;
- процесс повторяется до достижения желаемого результата.
Что это даст водителю? Все то же, что и антиблок, но чуть менее эффективный, если нет чувства тормоза — оттормаживания на грани блокировки. Этим искусством владеют опытные водители, которые знают свою машину и ездят на ней годами.
В аварийной ситуации многие водители, особенно новички, не смогут «ювелирно» работать педалью. В этом случае можно просто довериться инстинкту и «долбить» по педали с максимально возможной частотой. Но лучше сразу купить авто с антиблоком, чем отрабатывать педалирование. При правильном подходе АБС прослужит долго и станет эффективным инструментом даже у неопытного новичка.
Советы по эксплуатации ABS
Опытные водители советуют владельцам авто с антиблоком придерживаться четырех простых правил:
- ставить на автомобиль колеса рекомендованного автопроизводителем радиуса;
- контролировать давление в шинах;
- никогда не счищать наледь и снег с тормозных механизмов и арок;
- следить за индикацией на приборной панели и при загорании значка, который означает неисправность антиблока, обращаться в сервисный центр.
Чтобы научиться управлять автомобилем, тормозить с использованием электронных помощников и ступенчато, запишитесь в автошколу «Вектор». К вашим услугам опытные педагоги теоретической подготовки, профессиональные автоинструкторы, уютные классы и современные авто. Чтобы убедиться в качестве обучения, запишитесь на бесплатное пробное занятие по телефону или онлайн.