При покупке обязательного полиса «автогражданки» — ОСАГО — люди обращают внимание на аббревиатуру КБМ. У опытных водителей, знакомых с «автогражданкой» давно, вопросов эта аббревиатура не вызывает. А начинающим водителям, впервые покупающим страховку, расшифровка аббревиатуры как коэффициент бонус-малус ничего не говорит, и потому вызывает вопросы.
Что такое КБМ, кому и зачем он нужен
Используемый в страховании коэффициент бонус-малус является своеобразным «рейтингом» водителя и отражает показатель безаварийной езды. Чем меньше аварий произошло по вине водителя, тем ниже будет показатель.
Он напрямую влияет на стоимость «автогражданки» — чем дольше человек ездит без столкновений по его вине, тем дешевле будет обходиться страхование. Минимально возможный коэффициент, дающий максимальную скидку на страховку, является показатель 0,46. Это дает почти 50% скидки от базовой цены «автогражданки» для водителя, но не всегда, так как для расчета стоимости используется много переменных (стаж вождения, возраст, мощность двигателя авто и т. д.). Максимально возможный КБМ составляет 3,92. Из-за него стоимость покупки страховки возрастает почти в 4 раза.
Почему показатель принимается 1,17 для новичков, которые только получили права и еще не попадали в ДТП по своей вине? Все просто — по статистике, именно начинающие водители в первый год попадают в аварии чаще всего. А страховщик таким образом покрывает возможные убытки при возмещении ущерба. Однако показатель (а, следовательно, и цена) будут ниже уже на следующий год, если в период действия ОСАГО водитель не был виновен в ДТП. Ездить соблюдая ПДД — выгодно.
Максимальный коэффициент 3,92 применяется для злостных нарушителей ПДД, из-за действий которых с завидной регулярностью происходят столкновения. Заложенные в полисе риски не покрывают убытков страховой, поэтому РСА не оставляет планов добиться специального бонус-малус для таких водителей. Сейчас они платят много (даже больше, чем новички), но вскоре будут вынуждены платить за страховку гораздо больше.
Изменение бонус-малус происходит ежегодно 1 апреля на основании данных, полученных из АИС. В электронной системе отражаются все выплаты по страховке, произведенные в связи с ДТП по вине водителя, для которого рассчитывается значение. Если столкновений не было, или же водитель был в них жертвой, то бонус-малус становится меньше. Если выплаты были, то и КБМ растет.
Знать текущее значение следует обязательно каждому водителю. К сожалению, при продаже полиса, особенно в случае перехода от одного страховщика к другому, этот важный показатель отображается некорректно. В связи с этим страхование обходится дороже, иногда — существенно. Поэтому контроль важен и обязателен как для опытных водителей, так и для тех, кто покупает свою 2-ю или 3-ю «автогражданку».
При смене ФИО и обновлении водительского удостоверения значение обнуляется и принимается равным 1,17, словно водитель впервые получил права. Во избежание неприятных ситуаций, связанных с неожиданно подорожавшей «автогражданкой», стоит связаться со страховщиком и сообщить об изменениях. Страховая компания выпустит новый полис с корректными данными и верным показателем безаварийной езды.
Как рассчитывается КБМ
Рассчитать бонус-малус можно несколькими способами:
- воспользоваться таблицей КБМ от Российского союза автостраховщиков (РСА);
- использовать онлайн-сервис на сайте РСА.
Табличным вариантом пользоваться достаточно просто. Для этого берется текущий КБМ, начинающим водителям по умолчанию присваивается класс М, являющийся эквивалентом предельно возможного для них коэффициента. Если водитель уже не первый год за рулем, то данные о нем может дать полис ОСАГО. Далее нужно сопоставить количество страховых случаев (0, 1, 2, 3 или более 3-х) с текущим уровнем КБМ. На пресечении строки и столбца в таблице будет отображаться класс, который будет применяться при покупке ОСАГО на следующий год.
Как рассчитать коэффициент на сайте? Сделать это можно на странице в разделе ОСАГО. Для корректной работы сервиса потребуется правильно заполнить основные реквизиты:
- дату страхования;
- тип собственника автотранспорта;
- количество лиц, допущенных к управлению;
- сведения о водителе.
Система автоматически запросит данные из РСА, а затем проанализирует количество страховых случаев и выдаст результат.
От качества обучения в автошколе и соблюдения Правил дорожного движения впоследствии зависит стоимость страхования. Инструкторы автошколы «Вектор» сделают все возможное, чтобы ученик не только без проблем сдал на права, но и научился ездить культурно и без аварий впоследствии. Запишитесь на бесплатный пробный урок по телефону или закажите обратный звонок.