Успешное окончание автошколы и получение водительских прав не является гарантией того, что новичок за рулем умеет правильно парковаться, то есть выполнять действие, требуемое часто – каждый день. Отсутствие должного опыта, неуверенность и масса других причин приводят к серьезным проблемам на дороге. Совершить заезд между фишками на автодроме — одно, а ровно заехать и остановиться между тесно стоящими автомобилями — совсем другое. А если потребуется выполнить процедуру задним ходом, то новичок, только получивший права, может занервничать и начать совершать ошибки, даже если будет отлично знать теорию. Поэтому важно отрабатывать этот маневр как можно дольше, и не пренебрегать нормами правильной парковки.
Главные ошибки автомобилиста-новичка при парковке
Неумение парковаться – большая проблема, которой нельзя пренебрегать. Несмотря на то что даже новые экзамены на права в ГИБДД включают упражнения, с помощью которых можно парковаться, в реальной жизни начинающий водитель может не справиться с задачей, хоть и будет знать теорию «на зубок».
Кстати, с 2021 года из-за отмены площадки уметь парковаться среди настоящих авто должен каждый кандидат в водители, так как подобное упражнение придется выполнять во время сдачи экзамена на права. Соответствующее правило действует с 1 апреля, хоть и вышло довольно давно.
Еще одна сложность – чтение знаков. Почему-то некоторые водители после успешной сдачи теории напрочь забывают их значение. Из-за этого количество пробок и не собирается уменьшаться.
Проблема, которая свойственна всем начинающим водителям — страх сделать что-либо не так. Неуверенность за рулем приводит к роковым ошибкам. Человек боится быть осмеянным, выглядеть смешным, поэтому двигается слишком быстро, резко или вовсе путает педали. А если добавить, что почти всегда среди участников дорожного движения находится авто-хам, готовый высмеять или отпустить обидный комментарий в адрес человека с восклицательным знаком на стекле, то становится грустно.
Другая, не менее распространенная причина неправильной парковки автомобиля — неверный расчет расстояния до объекта. Ведь вид из машины не всегда позволяет оценить фактические расстояния, а в зеркала видно еще меньше. С этим чаще всего сталкиваются те, кто не чувствует габариты своего транспортного средства. В этом случае не обойтись без помощника, который, стоя на улице, будет контролировать заезд с помощью определенных знаков и жестов на ограниченную территорию парковочного места. А будет ли такой помощник ездить с водителем постоянно и удастся ли найти его на паркинге? Очень большой вопрос.
При парковке машины у бордюра важно правильно соотнести его высоту с посадкой авто. Из машины возвышение не увидеть. Поэтому те, кто недавно сел за руль, нередко повреждают бампер и даже лишаются глушителя, наткнувшись на бортовые камни. Чтобы избежать подобного, вовсе не требуется ездить с линейкой и проводить замеры, прежде чем совершить маневр. Главное — знать свесы, привыкнуть к автомобилю и понять его возможности, научиться правильно читать зеркала при движении задним ходом и видеть возможные помехи. Это можно сделать только в результате долгой и усердной практики.
Виды парковки
Разновидностей парковки всего четыре. Все они отмечаются с помощью дорожных знаков и разметки, нарушение требований которых запрещено.
- Параллельная парковка. Заключается в размещении автомобиля в одну линию с другими транспортными средствами, параллельно проезжей части и с краю от нее, справа или слева. Заезд между машин осуществляется передом. Маневр выполняется при достаточном расстоянии между уже припаркованными машинами.
- Перпендикулярная парковка. Подразумевает постановку машины параллельно с рядом стоящим автомобилем, но перпендикулярно (под углом 90о) проезжей части.
- Под углом. Предусматривает размещение автомобиля параллельно припаркованным рядом машинам, но под углом 45о к направлению движения автотранспорта. Но на частных паркингах он может отличаться: угол здесь может быть от 30 до 60о.
- Задним ходом. Аналогична виду перпендикулярной парковки авто за той лишь разницей, что заезд на свободное парковочное место в данном случае осуществляется на автомобиле не передним, а задним ходом.
- По диагонали. Также, как и параллельная парковка авто, диагональная подразумевает постановку автомобиля параллельно проезжей части в одну линию с другими припаркованными машинами. Разница в данном случае заключается в том, что маневр постановки на стоянку осуществляется задним ходом при небольшом пространстве между стоящих авто.
То есть маневр парковки можно осуществить задом и передом. В первом случае следить за дорогой нужно по зеркалам, и этот фактор делает маневр для новичков крайне сложным. Кроме того, чтобы припарковаться задом, нужно вращать руль автомобиля в противоположном направлении, что также вызывает трудности у тех, кто только получил водительское удостоверение или собирается это сделать.
Парковаться передним ходом на машине намного проще, но выезжать с места остановки в большинстве случаев приходится все равно, сдавая назад. Даже если речь, например, идет о площадке возле дома или магазина, делать это как минимум неудобно, а в целом – небезопасно. К тому же выехать с паркинга передом гораздо проще.
Основные правила параллельной парковки
Чтобы научиться параллельной парковке на авто, важно создать условия, максимально приближенные к реальным. Во время тренировок на автодроме используются специальные фишки.А в городских условиях лучше учиться парковаться с рядом стоящими реальными автомобилями.
Кстати, это «популярное» у экзаменаторов упражнение отправило на пересдачу не одну тысячу кандидатов в водители во всех городах страны только за последний месяц.
Расстояние между машинами в длину не должно превышать установленных 500 см, только тогда обучение даст нужный эффект. В большем пространстве при парковке возможностей также становится больше, а значит, начинающему водителю будет намного проще — так быть не должно. Иначе он так и не научиться парковать машину.
Ознакомьтесь с простой и короткой инструкцией по параллельной парковке на легковом автомобиле, с помощью которой за раз легко постигнуть азы маневра:
- остановитесь на проезжей части параллельно припаркованной машине;
- включите задний ход и начните движение назад, выверните руль вправо, пока крыло левой стороны автомобиля пройдет через правую точку бампера находящейся сзади машины, все внимание направьте на контроль расстояний;
- дальше разверните колеса авто обратно (в противоположное направление), пока они не примут прямое положение;
- вновь начните движение назад, пока правая сторона автомобиля не поравняется и не пройдет мимо задней левой точки машины, стоящей на парковке впереди;
- остановите машину и поверните рулевое колесо в левую сторону до упора, в то же время включите первую передачу (или режим D на селекторе АКПП);
- начните двигаться таким образом и максимально сократите расстояние между своим авто и впереди стоящей машиной, но так, чтобы не мешать ей начать движение;
- оставьте колеса автомобиля вывернутыми влево, чтобы упростить процесс выезда с парковочного места. Но нельзя оставлять на длительный срок в таком положении колеса на авто, оборудованном ГУР.
Будет хорошо, если есть возможность смотреть на то, как параллельно паркуются опытные водители. Если есть такие среди знакомых – обязательно попросите поставить машину на стоянку разными способами. Так будет легче понять алгоритм действий и следовать примеру, особенно если его показали несколько раз.
Если движение на дороге слабое, лучших условий нельзя желать. Ведь можно начать парковку, разместив авто под углом к бордюру. Так не придется сильно выкручивать руль. Сначала нужно сдать на автомобиле назад на прямых колесах, а затем резко развернуть их влево и подъехать к стоящему сзади транспортному средству. Резко нажимать на газ не стоит – лучше двигаться медленно.
Особенности параллельной парковки передом
Осуществить парковку задним ходом возможно не всегда. В некоторых случаях водителю заехать на автомобиле на стоянку проще передом. Все действия интуитивно понятны. Делать это также нужно в соответствии с правилами:
- включите задний ход и медленно двигайтесь на автомобиле вперед на самых малых оборотах, пока бампер соседней машины не окажется на одном уровне с вашими плечами;
- поверните руль по направлению парковки и продолжите движение, пока машина не станет параллельно бровке или тротуару, в чем можно убедиться только по боковым зеркалам;
- выровняйте колеса поворотом руля в противоположную сторону и несколько сдайте назад, пока расстояние до автомобиля сзади не будет оптимальным.
Когда авто на парковке стоят слишком плотно, использовать такой способ постановки на стоянку нерационально. Иначе есть большой риск зацепить и повредить рядом стоящие машины, чего не следует делать из-за риска совершения ДТП.
Правила перпендикулярной парковки
Место для автомобиля на парковке нужно выбирать так, чтобы после совершения маневра распахнуть двери в авто можно было с двух сторон. Решить эту задачу просто: достаточно прибавить к габаритам своего авто еще 1 м. Правильное размещение автомобиля перпендикулярно дороге – умение, которое можно представить в 3 шагах:
- остановиться в одном метре от машин на парковке, вывернуть руль авто в нужную сторону, включить задний ход и медленно начать движение назад;
- ориентируясь по зеркалам, нужно следить, чтобы заезд осуществляется по центру парковочного места, необходимо быть внимательным, чтобы не пропустить и не зацепить какое-то препятствие;
- когда автомобиль частично окажется на месте, следует вывернуть рулевое колесо в противоположную сторону и встать на стоянку.
Парковка задним ходом
Движение на автомобиле назад вызывает много трудностей у новичка, даже если двигаться приходится на пустой дороге. А парковка между припаркованными автомобилями и вовсе вызывает легкую панику. На самом деле все не так и сложно, если придерживаться простой инструкции:
- для начала следует подобрать место для парковки и оценить обстановку на дороге сзади, при необходимости пропустить автомобили, следующие в попутном направлении;
- проехать мимо парковочного места на расстоянии 1 м от припаркованных машин;
- остановиться так, чтобы задний бампер переехал на 0,5 м от края автомобиля, следующего за парковочным местом;
- выкрутить руль в том направлении, куда вы собираетесь повернуть;
- начать медленное движение назад, контролируя положение машины через боковые зеркала;
- оказавшись параллельно припаркованным машинам вернуть рулевое колесо в исходное положение, продолжить движение, пока задний бампер не встанет рядом с бордюром.
Никаких сложностей с выполнением парковки задом возникнуть не должно, если совершить этот маневр 5-6 раз. Главное, чтобы ширина парковочного места соответствовала габаритам авто.
Парковка елочкой – по диагонали
Елочка – способ парковки под углом к дороге или основной проезжей части. При таком способе парковки экономятся парковочные места. Ну а риск блокирования машины другим припаркованным транспортным средством существенно снижается.
Выполняется маневр как передним, так и задним ходом. Заезжать передом удобней, но выезжать с парковки задом будет сложнее. Для прямой диагонали достаточно:
- поравняться боковым зеркалом с машиной, следом за которой вы планируете припарковаться, при этом расстояние от зеркала до выступающего габарита должно быть не менее 0,5 м;
- выкрутить руль по направлению маневра и начать медленное движение вперед;
- выправить колеса, как только автомобиль займет положение, параллельное припаркованному транспортному средству;
- подъехать к краю парковки и остановиться.
Для парковки задним ходом выполняются все те же действия за той разницей, что ориентиром будет не боковое зеркало, а средняя или задняя стойка автомобиля, в зависимости от его габаритов и радиуса поворота.
Оценка размеров парковки
При выборе подходящего места для парковки не у всех получается сразу сориентироваться в габаритах. Можно, конечно, привести метражи по ГОСТ, но опять же, глазомер идеально развит далеко не у всех, а ходить с рулеткой – то еще удовольствие. Поэтому для оценки размеров машиноместа стоит ориентироваться на:
- разметку дорожного полотна – такая есть на парковках большинства ТЦ;
- припаркованные машины – достаточно оценить расстояние «через машину» и перенести его на выбранное машиноместо чтобы понять, втиснется ли автомобиль;
Стоит помнить, что при параллельной парковке передком размер свободного пространства должен составлять 3 длины кузова вашей машины, а при том же маневре, но задним ходом, достаточно всего 2 длин.
Как привыкнуть к габаритам автомобиля
Умение правильно оценивать размеры машиноместа тесно связано с чувством габаритов. Чтобы выучить фактические размеры своей машины, достаточно воспользоваться высокими колышками, которые устанавливаются на пустыре и между которыми происходит вождение. Встав рядом с любым из колышков, стоит оценить расстояние от него до видимой части машины – края капота, стоек или зеркала.
Нужно поездить и передним ходом, и назад, чтобы обозначить колею. Затем на глаз оценить видимое расстояние от колеи до ориентира внутри машины – стойки, руля, левого края капота. Это поможет соблюдать боковые интервалы на парковки – всего за час таких упражнений проявится способность проецировать колею перед машиной, даже если ее не видно.
Эти упражнения помогут уверенней чувствовать себя на дороге. Начинающий водитель сможет пусть не с легкостью, но все же достаточно уверенно поставить машину на парковочное место так, чтобы не создать ДТП и не помешать другим водителям.
Многие новички, даже получившие права, делают общее умозаключение и называют парковку автомобиля одним из самых сложных маневров на реальной стоянке. Исправить ситуацию, научиться понимать свою машину и правильно парковаться можно только одним способом — регулярными тренировками. Лучше отложить дела и не жалеть на это времени и сил, работать стоит до достижения нужного результата, благо тренировки не потребуют многих лет. Чтобы стать уверенным водителем, соблюдайте правила и прислушивайтесь к рекомендациям профессионалов. Это сможет каждый начинающий водитель. Даже если сразу ничего не получается – продолжайте тренировки, и результат не заставит себя ждать.