Трудности параллельной парковки задним ходом знакомы каждому водителю. Особенно эта тема актуальна для начинающих: много автомобилей и мало стоянок для них превращают параллельную парковку в мучение. Чтобы успешно справляться с данной задачей, нужно практиковаться, доводя свои действия до автоматизма. Кроме того, этот маневр обязательно сдают на экзамене на права в ГИБДД.
Параллельная парковка – наиболее частый вариант размещения автомобиля между уже припаркованными авто. Для выполнения задачи требуется внимание водителя и определенные навыки. Маневр необходимо выполнять задним ходом, что бывает весьма затруднительным для новичков. Быстро освоить задачу поможет четкое следование инструкциям.
Параллельная парковка: что это и для чего?
Заехать в ограниченное пространство задним ходом — одно из самых сложных действий на дороге независимо от времени года. Водитель автомобиля должен уметь без проблем размещать машину между двумя авто. На узкой дороге или забитой стоянке это дает возможность для проезда другого транспорта. А вот неправильно припаркованный автомобиль становится причиной аварий и заторов.
Парковать задним ходом свою машину надо так, чтобы выезд был открыт и удобен для всех остальных участников дорожного движения. На парковочные места часто наносят специальную разметку под габариты легковых машин. Водитель должен знать стандарты правильной параллельной парковки:
- в длину – место должно быть больше, чем длина самого авто в 2 раза;
- в ширину – с каждой стороны машины должно оставаться не менее 1 метра свободного пространства.
Завершив параллельную парковку задним ходом, нужно выйти из автомобиля и перепроверить расстояние до других машин. Если есть несоответствия по нормам, то надо их исправить. В «Кодексе административных правонарушений РФ» указаны нормативы парковки. При их нарушении в 2022 году грозит штраф от 500 до 5000 рублей по статье 12.19 КоАП РФ.
Также нужно убедиться, что если транспортное средство стоит на подъеме, то его колеса вывернуты в сторону от бордюра. Если же транспортное средство стоит на спуске, то колеса следует выворачивать в сторону бордюра на максимально возможный угол. Если поребрика нет, а машина ставится на краю проезжей части, то направление выворота меняется только в первом случае — на подъеме руль крутится от дороги.
Общие правила параллельной парковки
Многим начинающим водителям на парковке трудно концентрировать внимание сразу на нескольких факторах. Городская езда требует одновременно учитывать особенности дороги, знаки и маневры других участников движения. Водитель автомобиля должен уметь быстро определять, подходит ли имеющаяся свободная площадь для остановки и парковки. При параллельной парковке задним ходом первостепенное значение имеет соблюдение ПДД. Чтобы успешно совершить маневр, нужно действовать согласно следующей инструкции:
- для начала найти место для стоянки автомобиля, согласно его размерам и нормативам;
- после этого надо посмотреть, не закрывает ли авто выезды со двора или пешеходный переход, нет ли рядом запрещающих линий разметки, знаков или сигналов;
- стараться не ставить машину под рекламной вывеской, деревом;
- сигнализировать с помощью огней заднего хода и сигналов поворота о намерении совершить маневр, убедиться, что участники движения понимают ваши действия;
- следить за дорожным движением в зеркалах заднего вида автомобиля;
- останавливаться всякий раз, когда путь будет прегражден, и ехать дальше, как только путь станет свободен;
- помнить, что при развороте ТС задним ходом, бампер развернется в противоположном направлении из-за выворота колес;
- после парковки автомобиля важно оценить соответствие требованиям правил.
Не стоит брать ориентир на уже стоящие автомобили, так как нет полной уверенности, что они припаркованы по правилам.
Пошаговый алгоритм параллельной парковки
Постоянные тренировки навыков вождения дают уверенность водителю и обеспечивают ему безопасность на дороге. Нужно уделять одинаковое внимание управлению как в части движения, так и в части остановок. Езда на полигоне и по городу кардинально отличается.
На автодроме
Водитель, следуя проверенному методу параллельной парковки на тренировках, должен обращать внимание на различные нюансы, помогающие успешному выполнению маневров. И если научиться ориентироваться на зеркала заднего вида и габариты, то новички без труда смогут парковаться.
Главное — действовать при выполнении упражнения согласно проверенному алгоритму, выстроенному в соответствии со схемой площадки.
Перед началом движения настроить правое и левое зеркало заднего вида. Остановить автомобиль на отметке или линии «Старт». Норматив экзамена ГИБДД дает четкое время на выполнение задачи. Завершить маневр. Выровнять руль и колеса, продолжить двигаться назад, пока водительская нога не сравняется с угловой фишкой. После чего развернуть руль влево до упора и ехать, пока авто не поравняется с обозначением поребрика.
По городу
В городе непросто отыскать подходящее место, чтобы припарковать ТС. Заприметив свободный просвет между двумя автомобилями, важно сразу же определять, подходит ли место для стоянки. Чтобы легко поставить машину на парковку в условиях города, надо строго следовать инструкции:
- Безопасность. Подъехав к выбранному парковочному месту, для начала нужно оценить расстояние между припаркованными авто, если оно позволяет, то включить правый или левый поворотник (в зависимости от направления движения). Проверить, нет ли сзади пешеходов или других транспортных средств.
- Остановка. Остановить автомобиль параллельно машине, стоящей впереди выбранного места. Выставить колеса прямо. Задний бампер авто должен сравняться с задним бампером другой машины (А).
- Движение во время параллельной парковки. Включив заднюю передачу, по максимуму развернуть руль налево, пока колеса не достигнут предельного выворота. Нужно контролировать ситуацию, смотря во все три зеркала заднего вида автомобиля. Учитывайте, что возле вас могут проезжать другие ТС. Затем аккуратно сдать назад. Остановиться, когда в салонном зеркале точно посередине не появится фара задней машины (В). Повернуть руль в правую сторону, чтобы колеса встали прямо. Снова начать ехать назад, пока передний бампер не сравняется с задним бампером машины А. Остановиться и выкрутить руль вправо до упора. Двигаясь таким образом, приблизиться к бордюру.
- Завершение. Оказавшись у бордюра, нужно немного выровнять автомобиль движением вперед, чтобы было достаточно места для маневров рядом стоящих машин. Также нужно убедиться, что авто стоит по правилам и не под углом к проезжей части.
Если парковаться нужно не в левый, а в правый ряд, алгоритм повторяется, но маневры рулевым колесом выполняются в другую сторону, ориентиры же работают в обе стороны. То есть сначала колеса выворачиваем вправо, затем ставим прямо, следом выкручиваем в левом направлении. В обоих случаях для выезда нужна будет обратная последовательность.
Мало у кого с первого раза получается правильно выполнить упражнение и припарковать машину. Для начала лучше тренироваться во дворе, где стоит одно ТС. Или же можно избрать местом тренировки большой пустырь, заменив посторонние авто коробками. Так можно спокойно отработать важные навыки и научиться двигаться в условиях ограниченного пространства. Постоянно тренируясь, новичок «почувствует» габариты автомобиля и сможет без труда двигаться и парковаться в любом доступном месте.
Как научиться чувствовать габариты автомобиля
Есть много способов научиться чувствовать фактические габариты машины, то есть без ошибок интуитивно определять расстояния от авто до разметки, других транспортных средств, препятствий. Без этого навыка уверенно чувствовать себя на дороге не получится.
Первое, что нужно освоить – длину автомобиля. Для этого подойдет упражнение «маятник»:
- на расстоянии 2-3 м от переднего и заднего бамперов автомобиля устанавливаются подвижные столбики;
- водитель начинает ездить назад и вперед и старается подъезжать максимально близко к столбикам, но не задевать их;
- добившись первых успехов, нужно отметить расстояние от столбиков до постоянных ориентиров внутри машины.
Также можно ориентироваться и по боковым зеркалам заднего вида, но для этого придется дополнительно использовать прямую длинную линию или бордюр. Столбики ставятся прямо на линии. Задача водителя — подъехать к столбику максимально близко, а затем оценить положение линии относительно кромки зеркал. То же самое повторяем задом, но смотрим в боковые зеркала, куда приходит линия и где она обрывается. Поначалу водитель будет наезжать колесами на поребрик, но с каждым разом это будет происходить все реже и реже.
Этот же принцип применим и для определения бокового габарита. Задача водителя — притереться к линии так, чтобы зеркало висело рядом с ней, сама машина стояла параллельно. Остается лишь посмотреть, в какую видимую часть приходит линия и из какой выходит.
Наработка навыков потребует времени, но результат того стоит: начинающий водитель будет отлично ощущать габариты своего авто. Делать упражнения нужно до тех пор, пока чувство габаритов не появится полностью. Это сильно поможет на экзаменах ГИБДД на права.
Параллельная парковка на экзамене в ГИБДД
Экзамен для получения водительских прав подразумевает безупречное выполнение определенных задач на дороге. Одним из упражнений является параллельная парковка ТС и выезд. То есть водитель должен за определенное время припарковаться задним ходом и покинуть парковочное место на автомобиле, не задевая разметку. Оценка маневра производится согласно инструкции по разметке, установленной на автодроме. Она обозначает такие ориентиры:
- конус В – левый задний угол автомобиля, который стоит впереди;
- конус С – левый передний угол машины, стоящей сзади;
- конус Д – правый передний угол авто, стоящего сзади.
Подобный контур производит имитацию реальной обстановки на парковке, поэтому успешное выполнение упражнения говорит об умении парковаться в условиях города. Штраф в баллах начисляется за ненадлежащее исполнение следующих условий:
- 3 – ученик не уложился в 2 минуты;
- 1 – авто заглохло;
- 3 – экзаменуемый повредил ограждение, выехал на сплошную линию;
- 3 – машина не пересекла границу линии «СВ».
Также не стоит во время экзаменации двигаться вперед до завершения упражнения.
Нужно по максимуму правильно выполнить упражнение. Если в результате набрано 3 и больше баллов, экзамен в ГИБДД не сдан.
Виды и количество допустимых ошибок
В современной новой редакции правил приема экзаменов на права в ГИБДД у кандидатов в водители есть несколько категорий ошибок, в соответствии с которыми проставляются штрафные баллы:
- Грубые – 17 пунктов, за совершение которых начисляется сразу 5 баллов;
- Средние – 9 пунктов, за которые экзаменатор начислит 3 балла;
- Мелкие – 11 пунктов, из-за которых можно получить 1 балл.
Новая версия сдачи экзаменов вводит дополнительные пункты в группу средних. Однако за их совершение теперь начисляется всего 2 балла.
Предельное количество штрафных баллов за весь экзамен – не более 5. Это позволяет совершить 4 мелких, 1 среднюю на 2 балла и 2 мелких, 1 среднюю на 3 балла и 1 мелкую.
Основные рекомендации опытных водителей
Пока нет достаточных навыков в вождении, специалисты советуют пользоваться подсказками человека, который будет стоять снаружи транспортного средства, оценивать расстояния и контролировать процесс, а в случае необходимости подаст сигнал для прекращения движения. В любом случае в начале практики стоит придерживаться следующих простых советов:
- Любой маневр автомобиля на дороге должен быть понятен другим участникам движения.
- Остановившись для параллельной парковки, сразу же включайте заднюю передачу. Зажженные фонари сигнализируют другим водителям, что авто собирается сдавать назад. Если сразу продолжать движение не планируется, можно включить «аварийку».
- Остановившись, хорошо осмотритесь, чтобы заметить все особенности места.
- Перед началом движения представьте все линии маневра у себя в голове.
- Осуществляя движение с поворотом руля, смотрите через правое плечо до тех пор, пока автомобиль не встанет под углом примерно 45о от бордюра.
- Двигайтесь медленно и аккуратно, не забывая контролировать зеркала автомобиля. Скорость здесь ни к чему.
- Определите воображаемую точку-ориентир на правом заднем окне для выполнения маневра. Она должна быть видна с кресла водителя. Линией соедините задние колеса другого авто и эту точку. Так можно ясно представить, где в тот или иной момент находятся колеса машины.
Когда начинающий водитель транспортного средства научится хорошо парковаться задним ходом, надо исключить предварительную остановку авто перед поворотом руля. Так парковка произойдет быстрее, а части механизмов рулевого управления проработают дольше. Начинающие автомобилисты со стажем меньше года чаще всего ошибаются во время параллельной парковки из-за собственной неуверенности, стресса или неправильно настроенных зеркал. Однако, зная наизусть алгоритм движений при осуществлении параллельной парковки, можно «вырулить» из любой дорожной ситуации.