От регулировки наружных и внутренних зеркал автомобиля зависит безопасность водителя и других участников дорожного движения. Инструкторы автошколы «Вектор» учат правильной настройке на первом же занятии. Очень важно иметь должный обзор, чтобы суметь вовремя сориентироваться в сложной ситуации на дороге. К тому же на экзамене в ГИБДД можно потерять приличное количество баллов за неверную регулировку зеркал.
Важные моменты
Прежде всего, водитель должен правильно сесть — полностью занять сиденье и прижать спину. Руки в положении на руле слегка согнуты. Это важно, так как при разной посадке в кресле невозможно однократно настроить зеркала в соответствии с правилами. Владельцы леворульных машин обязаны четко следовать инструкции. Тем, кто сидит за рулем справа, необходимо применить рекомендации с учетом противоположности сторон.
Как правильно настроить зеркала напрямую зависит от того, какого они вида. В автомобилях устанавливаются варианты с электрическим и механическим типами приводов. Во втором случае для регулировки используется особый рычажок или маленький джойстик, перемещать которые придется вручную. Также различают 2 вида зеркал, в зависимости от формы:
- с плоским стеклом — охватывают всю дорогу, не искажают отражение, поэтому считаются оптимальными;
- со сферической поверхностью — оригинально смотрятся, но визуально отдаляют объекты, поэтому уровень их безопасности и практичности ниже.
Новичкам рекомендовано устанавливать в машине плоские боковые зеркала.
Настройка боковых зеркал
Узнать правильно ли настроены зеркала в автомобиле очень просто. Нужно принять в кресле обычное положение и посмотреть в отражение. Если вам открывается все крыло машины или оно не просматривается вовсе, значит зеркала требуют регулировки. Без дополнительных манипуляций водитель должен видеть часть своего авто, асфальт и немного того, что над ним. Чтобы получить нужный результат, следуйте инструкции:
- Сядьте за руль в обычном положении, поднимите, опустите, придвиньте кресло, согласно индивидуальным требованиям.
- С помощью рычага, джойстика или кнопки наклоните левое зеркало таким образом, чтобы в нем отражалось 100% крыла автомобиля.
- Вернитесь в исходное положение — вы должны видеть не более 7% части крыла.
- Повторите действие, пока не найдете удачное положение. При нем должно быть видно 60% земли.
Настройку зеркала справа нужно проводить по аналогичному принципу. При этом нужно задержаться по центру лобового стекла и повернуть рычаг так, чтобы отразилось все крыло авто. В исходном положении должно остаться не больше 7% части крыла, и около 70% дороги. Если водитель верно отрегулировал одно и второе зеркало, он сможет полноценно контролировать ситуацию на дороге.
Изменение положения зеркала заднего вида
Приобретать сферические зеркала заднего вида нерационально. Они сильно изменяют картинку, поэтому могут сбить с толку даже опытного водителя. Определить по ним расстояние до машины, едущей сзади, достаточно сложно, поэтому лучше покупать обычные плоские варианты. Настройка зеркал такого вида осуществляется в следующем порядке:
- Займите комфортное и, главное, правильное положение в кресле и посмотрите в зеркало.
- Вы должны увидеть заднее стекло в 100%-ном объеме. Если основную часть занимает отражение потолка, конструкцию нужно опустить.
- В зеркале заднего вида могут незначительно просматриваться лицо, часть уха и маленький участок подголовника — это норма.
Во время езды водитель не должен отрывать спину и сиденья, привставать или кардинально менять положение головы, чтобы увидеть обстановку сзади машины. Убрать слепые зоны совсем невозможно, но их реально минимизировать.
Проверка качества настройки зеркал
Убедиться в отсутствии или минимизации слепых зон можно проверкой качества настройки зеркал. Для этого потребуется:
- договориться с помощником;
- сесть на водительское сидение и принять положение, в котором удобно управлять автомобилем;
- после сигнала рукой помощнику необходимо обходить вокруг автомобиля с задней ее части;
- водителю нужно контролировать перемещение помощника по зеркалам.
Т.е. как только помощник скроется из бокового зеркала, его отражение тут же должен появиться в салонном. Это будет свидетельствовать о том, что зеркала настроены правильно. Если этого не произошло, то стоит повторно настроить зеркал автомобиля.
Рекомендации и советы по настройке зеркал
Опытные и профессиональные водители с готовностью поделились рекомендациями, которые существенно повысят комфорт и безопасность вождения.
- контролировать зеркала нужно только при условии, если ситуация перед авто не изменится в ближайшие 1,5-3 сек.;
- смотреть в правое зеркало во время движения не нужно, если салонное настроено правильно, а водитель не собирается перестраиваться в правую полосу или совершать правый поворот.
- настройка салонного зеркала должна предусматривать не поворот головы, а лишь движения глаз;
- контроль обстановки сзади автомобиля должен осуществляться постоянно, водитель должен видеть участников дорожного движения, оценивать их местоположение и скорость движения;
- при движении задним ходом использование боковых зеркал строго обязательно – водитель должен видеть, что происходит по бортам машины;
- убавить слепые зоны можно с помощью сферических зеркал или надстроек над основным боковым, но удобней пользоваться машиной с автоматическим контролем слепых зон.
Чтобы снизить риск ДТП и всевозможных спорных ситуаций, не лишней будет установка видеорегистратора и парктроника с камерой. Всегда помните о грамотной и своевременной регулировке зеркал, чтобы обезопасить на дороге себя, других водителей и пешеходов.