Некоторые автовладельцы сталкиваются с тем, что у их автомобиля из выхлопной трубы выходит черный дым. Это значит, что в моторе что-то сбоит, соответственно, следует незамедлительно приступить к устранению неполадок. Иначе последствия будут довольно печальными, вплоть до капитального ремонта силового агрегата. Разберемся, по каким причинам выхлопные газы меняют свой цвет, чем грозят неисправности и как их устранить.
Выхлоп двигателя
Любой мотор, который сжигает горючее, продуцирует выхлоп – газовую смесь, которая состоит из продуктов горения. В норме он состоит из кислорода и азота, которые не имеют специфического цвета. Также в состав выхлопа входит водяной пар, который на морозе дает белый цвет. Прочие компоненты также не имеют окраски, за исключением сажи. В норме ее объем должен быть столь мизерным, что визуально не определить.
А вот если из трубы валит чернота, это однозначный признак того, что в моторе она образуется в избыточном количестве. Следовательно, наличие сажи указывает на неисправность в работе силового агрегата.
Почему идет дым из выхлопной трубы
В основном, почернение выхлопа связано с неисправностью в системе питания или зажигания мотора при условии, если залито качественное горючее. Разберемся в основных источниках проблемы.
Нехватка воздуха в двигателе
Частым виновником являются нарушения в работе ДМРВ и лямбда-зондов, которые оценивают объем поступающего в силовой агрегат воздуха и содержание кислорода в выхлопедля корректировки состава топливной смеси. Если показания этих датчиков завышенные, цилиндры получают избыток топлива
Неправильная работа датчика положения дроссельной заслонки, регулирующего поток кислорода в цилиндрах бензинового мотора также может привести к появлению черного дыма. Снижение эффективности работы турбокомпрессора или механического нагнетателя в двигателях с наддувом встречается реже, но автомеханики часто начинают с диагностики именно этих узлов, особенно если автомобиль имеет значительный возраст и (или) пробег.
Неисправности в питании двигателя
Избыточная подача топлива также может стать причиной изменения цвета выхлопа. Если говорить о карбюраторных моторах, которых почти уже не осталось на дорогах, то часто залипание игольчатого клапана вызывало избыточно сажеобразование.
Инжектор мотора, работающего на бензине, как правило, работает правильно, чего нельзя сказать о форсунках. Если они забиты, топливо будет распыляться неравномерно. А на дизелях проблемным узлом будет ТНВД в сочетании с неправильной настройкой угла опережения впрыска.
Неисправности в зажигании двигателя
Электрические компоненты силового агрегата также могут стать источником проблемы. При неисправной катушке или изношенных свечах дым будет чернеть в 70% случаев.
Дизельные моторы, в которых нет свечей зажигания как таковых, имеют свечи накала. При сбоях в их работе камера сгорания прогревается неполностью, из-за чего топливо не догорает и вылетает в виде сажи.
Прочие причины
К прочим причинам можно отнести низкое качество топлива, которое не может в силу ряда причин полностью сгорать. Но куда хуже, если проблема кроется в неисправностях цилиндропоршневой группы, вследствие чего падает компрессия. Это может быть вызвано неправильной настройкой тепловых зазоров в приводе клапанов либо износом поршневых колец. Недостаток компрессии особенно опасен для дизельных моторов, где топливо воспламеняется за счет сжатия.
Стоит отметить, что недостаточная компрессия часто ощущается повышенной вибрацией заведенной машины. Это особенно заметно на светофорах и в пробках. Во время динамичного разгона машина не будет отзываться ускорением даже на резкое нажатие педали акселератора.
Со временем, особенно при использовании низкокачественного топлива, на сотах катализатора образуется сильный нагар. Иногда они даже оплавляются, что затрудняет свободный выхлоп. Засоренные сажевые фильтры в современных ДВС также создают препятствие в выхлопной системе. Из-за этого камеры сгорания плохо продуваются на такте выпуска, и новое топливо, попадающее в них при сниженном уровне кислорода, сгорает не полностью, что вызывает появление черного дыма.
Чем опасен черный дым из выхлопной трубы
Изменение цвета выхлопа является свидетельством того, что машине требуется диагностика и ремонт. Промедление может привести к неприятным и даже серьезным последствиям. Вот некоторые из них:
- увеличенный расход топлива – оборачивается увеличенными эксплуатационными расходами на прогрев и поездки;
- смывание смазки со стенок цилиндров – лишает защиты элементы цилиндропоршневой группы, ускоряя их износ и вызывая задиры;
- падение качества смазки – смешиваясь с моторным маслом, избыточное топливо ухудшает его свойства, что негативно сказывается на смазываемых деталях силового агрегата;
- риск механического повреждения цилиндропоршневой группы – попадающие в цилиндры частицы разрушенного катализатора способны окончательно вывести двигатель из строя;
- экологическая опасность – повышается уровень токсичности выхлопных газов.
Капитальный ремонт мотора стоит довольно дорого, поэтому лучше предотвратить его, чем экономить на текущем обслуживании силового агрегата.
Как устранить черный дым из выхлопной трубы
Появление черного дыма говорит о том, что мотор неисправен и ему требуется диагностика и ремонт. Для точной диагностики и устранения проблемы зачастую требуются профессиональное оборудование и специальные знания, поэтому визит на станцию техобслуживания будет вполне оправдан. Тем не менее, существуют простые профилактические меры, которые помогут предотвратить или хотя бы отложить возникновение подобной неисправности.
Так, стоит заправляться только в проверенных местах, чтобы исключить попадание некачественного топлива. Регулярный осмотр и своевременная замена воздушного фильтра и свечей зажигания — важные элементы поддержания оптимального технического состояния силового агрегата. Тем более что такие работы может произвести даже неопытный водитель в условиях парковки перед торговым центром. Не стоит пренебрегать и мониторингом расхода масла и топлива. Повышенный расход топлива и сжигание смазки может сигнализировать о неполадках, из-за которых появляется черный дым.
Наконец, регулярная проверка уровня токсичности выхлопа поможет выявить проблему еще до того, как она проявит себя визуально. Контроль токсичности – не просто прихоть государства или требование экологов, но и способ избежать дорогостоящего ремонта авто. К тому же, «откапиталенный» силовой агрегат уже не будет столь же надежным, каким был изначально. Так стоит ли экономить на техобслуживании?