Слепая зона у автомобиля

Выражение «мертвая зона» можно часто услышать в разговорах автомобилистов. Некоторые безымянные авторы в комментариях из сети опровергают их существование, но на практике именно слепые зоны — самая частая причина дорожно-транспортных происшествий, особенно когда за рулем неопытный водитель. Производители автомобилей стараются сделать все возможное для борьбы с проблемой, но пока ни одному из них не удалось взять под контроль все мертвые зоны. Что делать новичку, чтобы противостоять слепой зоне?

Что такое «мертвая» (или «слепая») зона?

Чисто теоретически слепой зоной может стать любой участок около автомобиля, не попадающий в поле зрения водителя. Но на практике мертвая зона обычно располагается сзади, слева или справа от машины. При этом площадь задней непросматриваемой области зависит от габаритов автомобиля. Контролировать слепые участки сложно, потому что зеркала не могут охватить все пространство. А если зеркала еще и собьются или сломаются, то площадь мертвой зоны станет только больше.

Часто говорят, что особую опасность несут мотоциклисты, которые вследствие резких маневров на большой скорости то и дело пропадают из зоны видимости автомобилистов. Даже, если водитель вовремя его увидит, он может инстинктивно уклониться и врезаться в другой автомобиль. Аварии из-за мертвой зоны обычно происходят так:

Все эти действия происходят очень быстро, что и является проблемой. Зачастую водитель даже не успевает понять, что произошло. Проблема мертвых зон в том, что человек, в силу своих физических возможностей, не может увидеть быстро приближающийся объект при помощи одного лишь периферического зрения. Поэтому слепые зоны часто приводят к авариям со страшными последствиями.

У легковых автомобилей

Большинство автопроизводителей современных машин стремятся сократить слепые зоны и улучшить обзорность, для чего встраивают разного рода датчики и даже камеры панорамного обзора. Но авто все же имеют несколько слепых зон, преимущественно справа сзади, а также некоторые задние и передние левые секторы (на праворульных авто – наоборот).

Особенно сильно обзорность перекрывают передние стойки, за которыми вполне может спрятаться не только пешеход, но и небольшое авто. Кандидаты в водителя во время экзамена на права иногда не пропускают пешеходов как раз потому, что банально не видят их за стойками. Поэтому расслабляться за рулем нельзя, особенно в начале движения, при подъезде к пешеходному переходу и во время перестроения.

У грузовых автомобилей

Несмотря на более высокую посадку водителя и лучший обзор спереди, серьезно страдает задняя обзорность, перекрываемая грузом, кузовом или фургоном. Несмотря на широкие боковые зеркала заднего вида, мертвой зоной остается много пространства и слева, и справа, причем начинается оно перед кабиной и заканчивается около заднего моста. В случае, если легковое авто окажется за кабиной грузовика или около его двери справа, водитель грузового транспортного средства банально не увидит его и при перестроении, в повороте совершит наезд.

Как обнаружить слепую зону машины

Поскольку слепые зоны представляют собой серьезную опасность и могут стать причиной ДТП, водителю стоит их изучить на своем авто сразу после покупки. Сделать это можно 2-мя способами:

В обоих случаях мертвая зона будет начинаться и заканчиваться в моменты, когда наблюдаемые объекты будут исчезать и появляться с той и другой стороны авто.

Как правильно перестроить автомобиль в мертвой зоне?

Главное правило дорожного движения, которым часто пренебрегают или пользуются от случая к случаю, — включать сигналы поворота при изменении направления движения. А ведь авторы ПДД не зря предусмотрели соответствующие пункты в Правилах.

Если активировать поворотники вовремя, находящийся в непросматриваемой зоне автомобиль может успеть среагировать на маневр. Еще один важный нюанс — правильный способ техники перестроения. После включения поворотников авто нужно перестраивать плавно и аккуратно, в идеале — маневр начинают под острым углом к линии дороги.

Для подстраховки лучше ненадолго повернуть голову на уровень плеча в сторону, куда водитель совершает маневр. Так будет больше шансов увидеть мешающую машину.

Помочь правильно перестроиться, избежав мертвой зоны, могут и технические средства. Например, специальные датчики слепой зоны, предназначенные для зеркал заднего вида. Чаще всего такие датчики выпускаются для зарубежных автомобилей. Суть гаджета — при попадании другого объекта в слепую зону оповестить водителя сигналом. Прибор, в отличие от человека, не перестает видеть помеху в слепой зоне.

Если датчиков слепой зоны нет, придется рассчитывать на зеркала заднего вида и бдительность водителя.

Как избежать мертвой зоны на практике

Многие водители покупают для своей машины специальные панорамные зеркала. В отличие от обычных, они дают больший угол обзора, поэтому вероятность столкновения в непросматриваемой зоне минимальна. Однако на 100% зеркала не защитят, тем более от слепой зоны, что бы там ни писали в комментариях ТОП-блогеров.

По возможности нужно знать и использовать другие меры предосторожности. Так, слепая зона, находящаяся сзади авто, не просматривается даже с помощью панорамных зеркал. Из-за этого пострадало уже немало начинающих водителей. Так что здесь поможет только внимательность и опыт владельца автомобиля.

Как правильно настроить зеркала?

Водитель должен делать настройку зеркал каждый раз до начала движения. Правильно настроенные зеркала являются залогом безопасности. Дело в том, что они не только облегчат процесс вождения автомобиля, но и минимизируют риск создания аварийной ситуации из-за слепой зоны. Однако все время полагаться целиком на зеркала не стоит — они дают угол обзора не больше 14°.

Для подстраховки от несчастного случая можно установить дополнительные зеркала для мертвых зон. Обычно они небольшого размера, благодаря чему легко устанавливаются на поверхность обычного зеркала и помогают контролировать обстановку сзади автомобиля. Часть зеркала, перекрываемая накладкой, невелика. Но профи говорят, что лучше купить дополнительные зеркала, устанавливаемые над или под основным.

Что такое «мертвая зона руля»

Стоит отличать мертвую зону руля от обзорных слепых зон. В конструкции любого современного механического средства передвижения, за исключением имеющего мотоциклетную посадку, имеется определенный люфт рулевого управления. Он введен на случай, если водитель во время движения будет немного водить рулем, не планируя менять траекторию движения.

Знание о мертвой зоне руля поможет при перестроениях, боковых маневрах и даже во время экзамена на права. С другой точки зрения, люфт упростит управление автомобилем на высокой скорости, например, при движении по трассе. Чтобы вычислить мертвую зону, достаточно на пустой площадке начать движение на малой скорости и начать немного вращать руль, наблюдая изменение в траектории движения. До определенного угла поворота (обычного, не более 5°) руля траектория меняться не будет, если рулевое управление работает исправно. При большем люфте эксплуатация ТС запрещена.

Советы водителям

На дороге много опасностей, и порой даже опытные водители оказываются участниками ДТП. Жертвами слепой зоны чаще всего становятся новички в силу отсутствия опыта и практики. Неприятность может произойти не только на дороге с плотным трафиком, но и во дворе. Например, соседские дети могут выбежать к задней части автомобиля, когда тот еще не начал движение. Поэтому перед любым маневром лучше убедиться в его безопасности, повернув голову в нужном направлении, и постоянно стараться контролировать дорожную обстановку.

Чтобы избежать неприятностей на дороге, стоит следовать советам самых лучших профессионалов о том, что должен водитель:

Мертвая зона — очень опасный участок. При вождении нужно постоянно следить за ситуацией на дороге и быть начеку. Следование этим правилам поможет сохранить порядок и снизит риск попадания автомобиля в мертвую зону.

Возможно вам будет интересно:
  • Правильное положение рук на руле

    Водитель, который может быстро и адекватно отреагировать на аварийную ситуацию на дороге, попадает в ДТП реже других. Вовремя нажать на педаль тормоза или молниеносно воспользоваться ручником — не всегда достаточно для того, чтобы избежать столкновения с другим автомобилем. Бывает важнее быстро вывести машину на нужную траекторию — выровнять, повернуть или вовсе резко увернуться от других участников движения. Такие маневры обеспечивает правильное положение рук на руле. Многие игнорируют этот факт, тем самым совершают огромную ошибку.

  • Сигналы регулировщика

    Учить сигналы регулировщика при сдаче на права очень важно, однако на практике встретить на дороге такого человека можно нечасто. Многие водители со временем забывают значение жестов, и при столкновении с регулировщиком просто не могут понять, что он имеет в виду. Сейчас дорожное движение чаще всего регулируется светофором, но знать толкование жестов человека все равно нужно. Выучить эти сигналы регулировщика не так сложно, как кажется.

  • Как трогаться на машине

    Правильно тронуться с места на автомобиле — значит обеспечить безопасную и уверенную езду. Для большинства новичков двухсекундный маневр превращается в настоящее испытание. Машина не заводится, глохнет или сильно дергается, что порядком усугубляет и без того стрессовую ситуацию. Управление автомобилем с механической коробкой передач полностью возлагается на человека, в то время как в автоматах все делает компьютер. И если со вторым успешно справляется даже тот, кто еще не имеет опыта в вождении, то к первым необходимо приловчиться.

  • Как правильно тормозить

    Львиная доля ДТП на дорогах происходит по вине тех, кто не знает как правильно тормозить на светофорах, перекрестках и других сложных участках. Опытному водителю легче сориентироваться, чем новичку, но и тот не всегда успевает совершить нужный маневр вовремя. Прежде чем отправляться на участки с интенсивным трафиком, рекомендуем ознакомиться с теорией и попрактиковаться на автодромах. От техники торможения зависит не только безопасность всех участников дорожного движения, но и состояние машины.

Подарок
30 секунд
Благодарим за обращение!
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.