Уметь управлять машиной и знать ПДД недостаточно для безопасного вождения. Очень важно чувствовать габариты автомобиля — инструкторы автошколы «Вектор» уделяют этому особое внимание. Даже опытный водитель, не говоря о новичках, пересаживаясь с одного авто на другое, может испытать трудности с выполнением маневров на дороге. Чтобы быстро освоить габариты транспортного средства, необходимо отработать ряд упражнений и учесть важные рекомендации профессионалов.
Для чего нужно чувствовать габариты автомобиля
Водитель, который не чувствует габариты своего автомобиля, неизбежно цепляет бордюры и рискует оказаться в ДТП при первом же выезде на дорогу с интенсивным трафиком. Практических занятий, пройденных во время обучения в автошколе, бывает мало, поэтому сразу после получения прав желательно дополнительно потренироваться. Габариты машины делят на 2 вида:
- статические — основные параметры авто (длина, ширина и высота);
- динамические — дистанция от края капота и багажника до помехи.
Если статические значения всегда постоянные, то динамические — нет. Их водитель определяет приблизительно, поэтому очень важно научиться это делать безошибочно. В результате парковка, обгон, перестроение из одной полосы в другую или объезд не доставят никаких проблем. Почувствовать размеры авто можно только регулярно практикуясь. Причем при движении задним ходом делать это труднее, чем при езде вперед.
Какие бывают габариты
Водитель должен помнить, что у автомобиля есть несколько видов габаритов.
- Видимые габариты. Т.е. те, которые водитель видит и ощущает. Например, ему виден срез капота, но какое расстояние от бампера и до препятствия он точно не знает. Поэтому многие вырабатывают собственные ориентиры и отрабатывать сложные для новичка маневры – парковку передним и задним ходом и пр.
- Реальные габариты. К ним относятся те, которые получены в результате обмеров или из ТТХ машины. Водитель о них знает, поэтому может строить предположения о местоположении колес, бамперов и прочих внешних частей авто.
- Колея и ширина. Подразумевается расстояние между колес, а также фактические свесы машины за это расстояние. Знание колеи помогает пропускать выбоины дорожного полотна между колес, а ширины – протискиваться в узкие участки (между автомобилями, заборами и даже деревьями), в т.ч. задним ходом с использованием внешних зеркал.
- Колесная база и длина автомобиля. Фактически, это расстояние между передними и задними колесами, а также расстояние от переднего до заднего бампера. Знание колесной базы сокращают риск сесть на «пузо» при преодолении небольших возвышенностей, а представление о длине облегчает параллельную парковку с ориентиром по зеркалам.
Как понять габариты автомобиля новичку
Для каждого новичка на дороге заехать на узкий участок или объехать препятствие на небольшой площадке — это целый квест. В автомобилях, где руль установлен слева, важно понять, что расстояние до правого колеса больше, чем до левого. Ученики автошколы нередко акцентируют внимание на ложном ощущении, что сидят по центру авто.
Вторая, не менее распространенная ошибка, — попытка увидеть дорогу за бампером. Для этого водители подвигают сиденье вплотную к рулю и часто приподнимаются. Временно решить проблему можно установив на край капота машины антенну. Но опытный водитель не должен смотреть под колеса вовсе, а только на дорогу прямо перед собой.
Еще одна важная деталь — зеркала. По ним может казаться, что другие автомобили едут значительно дальше, чем на самом деле. Кроме того, в зеркалах по бокам и заднего вида присутствуют слепые зоны, где не виден рядом движущийся транспорт. Только практика и опыт помогут почувствовать габариты и стать уверенным водителем.
Упражнения и тренировки для привыкания к габаритам автомобиля
Научиться чувствовать габариты своего автомобиля стоит на закрытом автодроме. Отработка навыков начинается с инструктором при обучении в автошколе, и обязана продолжаться даже после получения водительского удостоверения. Менять машины нецелесообразно, лучше заниматься на той, на которой в дальнейшем планируются регулярные поездки. На автодромах в качестве обозначения границ используются яркие флажки, имитируются узкие боксы. Из множества упражнений стоит выделить 5 наиболее эффективных.
Заезд в «гараж»
Узкий участок, идентичный размеру стандартного одноместного гаража, отделяется цветными флажками. Сперва важно научиться заезжать прямо, не зацепив импровизированные препятствия. После заезда нужно выйти из машины и убедиться, что по бокам осталось достаточно места для открытия дверей, то есть заезжать следует строго по центру. Затем все то же самое повторяется задним ходом. Благодаря этому упражнению, водитель будет уверено проезжать узкие участки и без проблем парковаться между другими авто.
Максимальный подъезд к препятствиям
Чтобы чувствовать реальные габариты авто, необходимо как можно больше и чаще практиковаться с искусственными помехами. В качестве последних можно использовать обычные коробки. Их раскладывают на дороге и стараются подъехать максимально близко, не зацепив край ни одной из них. При движении можно ориентироваться по антенне на капоте или довериться собственным ощущениям. Так удастся понять, насколько возможно выехать вперед, когда препятствие скрывается из виду.
Определение линий колес
На асфальте проводятся две хорошо заметные параллельные линии, на том же расстоянии, что и колеса машины. Отметить эти же линии нужно и на переднем стекле, например, цветной липкой лентой. Во время движения будет понятно по какому участку дороги идут колеса. Перед автомобилем размещается коробка и предпринимаются попытки наезда на нее. Повторять упражнение следует по очереди с каждым колесом, в том числе с задними.
Восьмерка или змейка
По двум сторонам движения расставляются маячки. Их роль могут выполнить флажки, конусы и даже бутылки из пластика с песком. Сперва они размещаются прямо, затем змейкой или восьмеркой, чтобы усложнить задачу. Главная цель тренировки — не задеть автомобилем ни одного препятствия в ходе движения.
Бордюр
Правыми колесами следует разместить автомобиль на белую полосу и отметить ее расположение на переднем стекле. После чего вдоль линии кладется доска, на которую нужно наезжать теми же двумя правыми колесами. Так можно оценить расстояние от колеса до края дороги и пресечь вероятность наезда на бордюр.
Советы новичкам
Чем больше будет уделяться времени тренировкам, тем лучше. Почувствовать габариты без должной практики невозможно, поэтому не стоит ограничивать учебу лишь уроками в автошколе. Профессиональные водители рекомендуют начинающим автомобилистам придерживаться следующих рекомендаций:
- не пытаться рассмотреть что-либо под колесами машины в ходе движения;
- не сосредотачиваться исключительно на дороге впереди;
- учитывать, что в боковых зеркалах предметы кажутся меньше, чем есть на самом деле;
- больше внимания на тренировках уделять движению назад.
Научиться безопасному вождению можно только с инструктором. Самостоятельные занятия позволят закрепить и улучшить полученные навыки, поэтому их нельзя игнорировать, но и отказываться от профессиональной помощи также нецелесообразно. Если вы хотите стать уверенным водителем и получать удовольствие от поездок, записывайтесь на курсы в автошколу «Вектор».